«Homeless»

Знаменитое фото и история одного призрака

Автор: Torrie
Июль 2012 / Июнь 2013

E.P. Homeless (1995)


Обложка, на первый взгляд, малопонятна: один только чёрный цвет и непонятные линии. Присматриваясь к обработанному изображению, замечаешь ступеньки. Лестница наверх. Она ведёт к свету? Или из мрака в мрак? Или, может, это подвал, в котором нашёл пристанище «бездомный», герой заглавной песни альбома? Или же это лестница дома, которого «бездомного» и лишили? Картина оставляла целое поле для интерпретаций. Однако на самом деле основой для неё послужила фотография призрака, причём одна из тех, что считаются самыми удачными снимками призраков за всю историю фотографии. «The Brown Lady» или «Коричневая леди» — дух Дороти Таунсенд (Dorothy Townshend), обитающий в Рэйнхем Холле, Норфолк, Англия.

Дороти была сестрой сэра Роберта Уолпола (Robert Walpole), премьер-министра Англии XVIII века, и второй женой Чарльза Таунсенда (Charles Townshend), виконта Рейнхема. Согласно легенде, Чарльз, отличавшийся жестоким характером, обвинил Дороти в измене с герцогом Филиппом Уортоном (Philip Wharton) и в наказание запер её в семейном поместье, не позволяя даже видеться с детьми. Леди Таунсенд оставалась в заточении до конца жизни и по официальным данным умерла 29 марта 1726 года от оспы. Однако обстоятельства смерти довольно туманны. По одной из версий, похороны были мистификацией, и Дороти провела под замком ещё несколько лет и умерла от разбитого сердца. По другим данным, она сломала шею, упав с парадной лестницы, при этом так же неизвестно, был ли это несчастный случай или преднамеренное убийство.

Так или иначе, в течение более чем 200 лет её призрак появлялся в Рэйнхем Холле в виде женщины, облачённой в расшитое золотом парчовое платье — именно так выглядела Таунсенд на портрете, украшавшем особняк, поэтому призрак и получил имя «Коричневая леди». Свидетели отмечали, что она всегда появлялась неожиданно, при попытках контакта или нападения растворялась в воздухе, повергая свидетелей в ужас своими пустыми глазницами на бледном лице и «дьявольской улыбкой», как вспоминал в середине XIX века писатель Фредерик Марриет. Также ходили слухи, что портрет, находившийся там вплоть до продажи дома в 1905 году, искажался при свете свечей, и лицо перекашивалось злобой и превращалось в безглазый череп.

The Brown Lady

Знаменитая фотография была сделана в 1935 году фотографом из Лондона, капитаном Хьюбертом Провандом (Hubert C. Provand), и его помощником Индре Шайра (Indre Shira), которых пригласили, чтобы запечатлеть внутреннее убранство особняка. Съёмка проводилась при помощи магния. Первым призрака увидел Шайра и немедленно приказал Прованду снимать. После проявки фотография показала прозрачную фигуру женщины в белом платье, похожем на свадебное. Многочисленные «эксперты» тех лет признали снимок подлинным, и он был напечатан в журнале «Сельская жизнь» 1 декабря 1936 года, что и принесло ему известность.

Конечно же, современные исследователи настаивают на том, что подобные «призраки» — это результат загрязнения камеры, засвета либо двойной экспозиции. В частности, Джон Бут (John Booth), известный американский фокусник XX века, пытался инсценировать снимок, завернув своего коллегу в простыню и заставив его спуститься по лестнице. Другие же критики отмечают сходство белой фигуры на фотографии с типичной католической статуей Девы Марии, поэтому результат, должно быть, представляет собой наслоение снимка статуи на снимок пустой лестницы. Тем не менее, даже в наше время гости Рэйнхем Холла всё ещё сообщают иногда о том, что видят «Коричневую леди» в разных частях особняка. Впрочем, правда это или же игра воображения — остаётся на совести посетителей.

Несмотря на историю, обложка не связана ни с текстом песни, ни с клипом и выполняет чисто эстетическую функцию. При желании можно проводить параллели, и здесь они уместны, хотя в далёком 1995-м группа даже не задумывалась о том, насколько удачным был их выбор, что и подтвердил нам Свен спустя 17 лет после релиза этого E.P.

Источники: