Whiskey-Soda (06/2010)

Whiskey-Soda (06/2010)


Магнит негативных эмоций

«Zeraphine возвращаются!» — услышав эти новости, кто-нибудь может подумать: «как, а разве они уходили?». Однако между их предыдущей работой «Still» и новым альбомом «Whiteout», который выходит 11 июня, прошло целых четыре года. Можно предположить, что у Zeraphine тем временем были свои причины для молчания. Как бы то ни было, такое ощущение, что вокалист и автор песен Свен Фридрих никуда на самом деле не исчезал со сцены. То он игрался с электронными звуками в своем новом сольном проекте Solar Fake, то обратился к своим музыкальным корням вместе с Dreadful Shadows, то диджеил в куче тематических клубов – Свен был повсюду. И все-таки, следующая неделя посвящена только Zeraphine и их новому творению. Достаточное основание углубиться в эту тему.

Четыре года без Zeraphine. Для Свена это парадоксально звучит: четыре года без особого перерыва. Это по нему заметно. «Я был ну очень занят», — жалуется он. Отпуск мы ему обеспечить не в силах, но дать порассуждать об особенностях новой работы «Whiteout» — вполне. «Обложка светленькая», — шутит Свен, но немедленно обретает серьезность. «Мне всегда несколько сложно абстрагироваться, ведь альбом полностью занимает мои мысли. Но если взглянуть в целом на развитие процесса, то мы много работали над песнями и аранжировками совместно с участниками группы. Мы порой очень много экспериментировали, например. Мне кажется, здесь есть песни, которые от нас раньше не слышали». Акцент на слове «кажется», ведь Свен не может полностью смотреть на свои песни со стороны. «Хотя бы потому, что я сейчас делаю DVD раздел и постоянно слышу нашу музыку — вот мне и сложно». Но как вообще можно объективно отдалиться от собственной работы? Ну, скажем, Свен создал сольный проект Solar Fake, следуя своему влечению к электронной музыке, и отметил этот факт выпуском в 2008 году дебютника «Broken Grid». Возможно, альбом Zeraphine вышел бы совсем другим, если бы Свен не дал себе волю в Solar Fake. «Я бы скорее так сказал: раньше мы делали перерыв между альбомами год или полтора. Что ж, в этот раз он получился довольно длинным, и мы преуспели в других музыкальных проектах. Наш гитарист (Норман Зельбих) принимал участие в двух различных проектах, как и барабанщик (Марцеллус Пулеманн). Это позволило нам освободить голову перед новым альбомом, потому что после четвертого есть риск совсем забегаться». И каков же выход? «Делать что-то другое. Что-то, что, возможно, всегда хотел сделать. Это имеет положительные последствия — больше свободного пространства. Мы заметили, что дико соскучились друг по другу».

И вся эта энергия немедленно обрела выражение в музыке. Настолько, что даже трудно было выбрать песню для сингла. Но решение кроется вот в чем: «Это будет „Out of Sight“». На вопрос, почему и кем была выбрала эта песня, Свен начинает смеяться. Вскоре становится ясно, почему, ведь их метод представлял из себя смесь тайных школьных записочек и политических выборов: «Мы в первый раз демократично устроили голосование. Каждый упомянул трех фаворитов. Они все пересекались, остальные песни тоже». Выбор «Out of Sight» даже немного обескураживает, ведь до этого Zeraphine несколько месяцев твердили, что их любимые кандидаты на роль сингла — это «Louisa» и «I Will Be There». «Да так, в общем-то, и было. Однако мы также спросили мнение нашего промо-агентства и команды, которая работала с нами над альбомом. Они быстро указали на «Out of Sight». Вот мы ее и взяли. Но мы все еще раздумываем над выпуском сингла в цифровом формате к грядущему осеннему туру». Как бы то ни было, сейчас все внимание к «Out of Sight», к которому было сделано довольно насыщенное эффектами, почти трехмерно выглядящее видео. Убедитесь сами.

Понятие «белая мгла» относится не только к названию нового альбома Zeraphine, но еще и в первую очередь является погодным явлением, которое случается при светлом тумане, где земля и небо как бы сливаются друг с другом. Нежелательный феномен, ведь чувство равновесия абсолютно теряется, невозможно различить разницу между тем, что снизу и сверху, и самым жутким образом человек оказывается близок к ловушке расстройства пищевого поведения. «Мне сразу показался классным этот образ, когда восприятие как бы искажается под внешним влиянием, и ты не можешь нормально функционировать. Такие моменты довольно часто встречаются в моих текстах. В целом, название альбома — это красивый образ, у которого может быть разный посыл. В текстах это в некотором роде отражено». Первые всходы подобных эмоций вырываются в «Lieber Allein» — для Zeraphine даже довольно воинственно. Судя по широко цитируемому в прессе промо-тексту открывающая песня только подтвердит, что «Whiteout очень суровым образом критикует общество. Короче, это только уловка. Свен старается объяснить этот утрированный момент: «Мы не планировали такой эффект. Я решил, что эта песня замечательная и отлично подходит на роль открывающей. Она звучит сначала довольно флегматично, а затем продолжается в более агрессивной манере. По крайней мере, раньше для нас такие песни были не характерны. Хотя «Waiting For The Day To End» тоже довольно-таки нетипичная вещь. Мы не стараемся никого ввести в заблуждение — это было бы просто тупо, и каждый сам в этом убедится по мере прослушивания».

В любом случае «Lieber Allein» выделяется своим «грязным» звучанием на фоне более спокойных вещей. Само собой, возникает вопрос — а не родилась ли эта песня из другой среды, нежели остальная часть альбома? «Вообще-то нет… Критика общества — это забавное, конечно, определение. У нас довольно часто такая тематика встречается, а не только в этой песне. Но, может быть, еще все дело в немецкой лирике. Так всегда проще что-то прямо высказать». Менее суровая, гораздо более меланхоличная, точно так же цепляет «Remaining Desires», в которой Свен все время повторяет строчки припева: «I can`t fulfill the remaining desires…». Берлинец объясняет, что эта песня означает для него: «…то, что ты не можешь быть везде и для всех. Порой ощущаешь некую беспомощность, когда хочешь кому-то помочь, но еще не можешь, потому что сам не достиг определенного уровня, чтобы протянуть человеку руку и вытянуть из болота. И это мгновение снова затягивает вглубь».

Как видите, вокалист Zeraphine концентрирует свое лирическое внимание на негативных аспектах жизни и человечества. Но что такого отвратительного могло быть в людях? «Я очень многое считаю мерзким. Что я действительно терпеть не могу — так это когда люди чрезвычайно зациклены на себе и переоценивают себя, несмотря на объективные знания. Когда человек так поступает и при этом все понимает, то могут возникнуть невероятные конфликты. Лицемерие я нахожу ужасно отталкивающим». Свен дает понять, что воспринимает себя как музыканта, критически относящегося к социуму: «Абсолютно. Мы все в группе настроены подобным образом. Хотя, разумеется, мы не хотим всегда делать это главным предметом нашей музыки. Но то, на что мы имеем свое мнение и за что боремся сами, мы привносим в свое творчество. Верно, под впечатлением от определенной ситуации можно написать текст или музыку, словно душу отвести». Учитывая музыкальный результат, можно предположить, что многие ситуации оставили темный отпечаток в его мыслях. «Я обычно чувствую желание написать текст, когда случилось что-то нехорошее. Но, конечно же, не только дерьмо происходит, а то все было бы совсем плохо. Разве что другие моменты не так вдохновляют меня лично». Свен выглядит немного смущенным: «Возможно, я тоже не самый позитивный человек, хотя я часто ощущаю себя счастливым. Не то что бы я всегда с кислой миной разгуливаю. Но на самом деле меня не так многое радует. Всегда приходится c чем-нибудь да мириться».

Для записи «Whiteout» Zeraphine набрали себе в помощь значительный тандем музыкантов. В том числе с ними замечательно сработались два участника Letzte Instanz: М.Штольц и Бенни Челлини. Как дело дошло до сотрудничества? «Мы хоть и не видимся каждую неделю за пивом, но мы очень хорошие друзья и знакомы еще со времен Dreadful Shadows. Они, например, брали нас на разогрев в тур, когда мы еще назывались Helix, а потом и Zeraphine. Также мы играли вместе с ними на „Traumaworld“».

Какой же альбом без живых концертов. Однако тур в его поддержку начнется только через три месяца после выпуска. «Опыт показывает, что не стоит проводить тур в сезон отпусков и фестивалей. И, я думаю, сразу после выпуска тоже не очень хорошо. К тому же, всегда лучше, когда люди уже знают песни и помнят тексты». До сих пор не все песни группа успела отрепетировать как следует. «Да мы еще не подготовились даже к туру, разленились тут вообще». Тем не менее, уже позади два концерта, где Zeraphine представили новые песни в лучшем виде. Речь идет о концерте 9 мая в берлинском Mauerpark. Свен дважды вышел на сцену вместе с коллегами из Zeraphine и Dreadful Shadows для выступления на опен-эйре, организованном в благотворительных целях. Вокалист обоих коллективов объясняет причину: «Барабанщик Dreadful Shadows (Рон Тиле) очень поддерживал эту идею и более-менее смог всех тоже расшевелить». А в чем смысл всей затеи? «В первую очередь, чтобы работа организации была на виду, чтобы у молодых команд была возможность показать себя, раскрыть свою музыку и, может быть, даже записать демо за очень небольшие деньги. Мне сразу пришлась по душе эта идея. Многие ведь вообще не в курсе, что такое существует». Помимо этого выступления Zeraphine занимаются благотворительностью в личном порядке. «Я, к примеру, регулярно делаю пожертвования в PETA».

Свен не видит большой трудности в том, чтобы выступить с двумя группам в один вечер. «Я только боюсь, что придется на сцену шпаргалки положить, чтобы не запутаться в лирике». [Не поможет xD — прим. Shaliss] В особенности это касается покрытых пылью времени Dreadful Shadows. На самом деле первый проект Свена уже много лет как заморозил свою деятельность, но уже несколько месяцев старые участники тосковали по старому стилю, старым фанам и, к тому же, успели завоевать новых. Однако Свен всегда открещивается от идеи записи нового альбома с коллегами. «По двум причинам. Во-первых, я считаю, что в музыкальном плане мы слишком изменились и не смогли бы вместе записать хороший альбом. Хотя это, можно сказать, всего лишь предположение». И прежде, чем назвать вторую причину, он сразу бросается к третьей. «И на это нужно время. Моя основная группа — это Zeraphine и, когда будет поспокойнее, я буду работать над Solar Fake. Да и я все равно не верю, что мы могли бы оправдать ожидания, которые сложились со временем. Старые фаны всегда ставили Shadows очень высоко. Но факт в том, что последний альбом был одиннадцать лет назад и мы, как ни крути, не смогли бы продолжить с той же точки, где остановились тогда. Я даже не знаю, какую песню я должен был бы написать для Dreadful Shadows, чтобы окупились все эти годы. Я думаю, это было бы просто невозможно». Тогда лучше обратиться к Solar Fake. Свена уже прямо-таки переполняет вдохновение. «Когда «Whiteout» будет позади, я сразу же продолжу писать новые песни. У меня уже есть некоторые идеи».

Помимо того, что берлинец является музыкантом Zeraphine, Solar Fake и Dreadful Shadows, он еще и занимается графическим дизайном в качестве основной деятельности. «В основном занимаюсь тем, что появляется потом на телевидении, к примеру — выпуски NANO [Предположительно, 3sat. — прим. Shaliss]. Я сотрудничаю с телевизионной компанией и делаю для нее анимацию. Когда я хочу раскрыть проблему или какой-либо научный феномен, то использую 3d-графику. 17 мая выходит (сейчас уже вышел) фильм, для которого я делал титры». Свен, наверно, надеялся, что я не буду спрашивать его название. Да как же. «Он называется „Экономика возбудителей“ [Die Ökonomie der Erreger], — смеется он. — Звучит сухо конечно, но в действительности это очень интересный фильм о Роберте Кохе». (Подзаголовок: «Роберт Кох и иллюзия об управляемости природы».) «В основном, такие вещи и делаю, хотя, например, также занимался фоновой анимацией для клипов музыкальных групп. Не думаю, правда, что решусь сказать, для кого». Он твердо уверен, какую может назвать без того, чтобы привлекать излишнее внимание: «Среди прочих, Subway to Sally, скажем». Zeraphine, Solar Fake и Dreadful Shadows, да еще и графический дизайн — звучит так, словно у Свена совсем нет свободного времени. «С этим очень сложно. Недостаток работы фрилансера. С начала февраля, то есть с тех пор как покинули студию, я по 12 часов в день работал. Однако, это полезно, что я могу использовать мои навыки для работы над DVD и видеоклипом для группы. Проблема только в том, что я по большей части один этим занимаюсь. А это очень много работы. В отпуск вообще не выбраться. Последний раз лет пять назад был».

В заключение пара вопросов, чтобы увести пристальное внимание Свена от своих проектов в другую сторону. Какой альбом стал последним приобретением? «Новая пластинка Editors» («In This Light and on This Evening»). На вопрос, какой концерт он последним посетил, он как-то задумался: «Мне кажется, это тоже были Editors». А какая книга его сейчас занимает? «Вот не скажу, ни как она называется, ни о чем она. Уже три недели лежит нетронутая на тумбочке. Я даже, как она выглядит, вспомнить не могу». Свен роется в воспоминаниях, издает стон и жалуется, что ничего не вышло. «Ну правда, не помню». Ну, иногда ответ на подобный вопрос приходит спустя несколько часов. «Я надеюсь!» Если нет, то придется, значит, вечером посмотреть на тумбочку. И еще один коварный вопрос: какой фильм он последним смотрел в кино? «Алиса в стране чудес». И как тебе? «Ну, это фильм Тима Бартона, нравится это кому-то или нет. Я не то что бы его фанат и поэтому не имел никаких особых ожиданий, когда шел смотреть, так что был приятно удивлен. Но я, в общем-то, давно никаких фильмов не смотрел, которые бы меня прямо глубоко поразили».

Автор: robbe
Перевод: Shaliss