the SPINE (27.06.2010)

the SPINE (27.06.2010)


Zeraphine недавно выпустили свой новый альбом «Whiteout». Несомненно, это еще один рубеж в истории берлинской gothic rock команды. Наш автор Бен встретился со Свеном Фридрихом в Café Manolo, чтобы подробно обсудить с ним новый полноформатник.

Ben: На выходных у тебя был концерт с Zeraphine.

Sven: Ага, в Mauerpark в Берлине.

Ben: И вы уже играли там новые песни?

Sven: Да, мы сыграли три песни с «Whiteout» — это «Out of Sight», которая является нашим синглом, а еще «Louisa» и «I Will Be There» — их мы уже давно играем. К сожалению, у нас было мало времени, чтобы подготовиться к выступлению, потому что в середине прошлой недели я только закончил работу над его обложкой. Как раз в то время уже висел дедлайн, так что я был занят практически всегда.

Ben: Что еще будет интересного на новом альбоме? Обложку уже можно увидеть в сети.

Sven: Для фан-издания мы сделали DVD и сами смонтировали видео. С этим делом мне пара человек помогали, но большую часть я сделал сам. Действительно много работы было. Обложка это еще ерунда, но так как мы записывали видео с зеленым фоном, пришлось и его встраивать самому — а это все заняло много времени.

Ben: к «Whiteout» помимо обычной версии и фан-издания прилагается еще вариант для скачивания. От винила вы, правда, отказались.

Sven: Да, винила не будет. Я думаю, просто спрос маленький. Однако, мы об этом как-то и не парились, вероятно, из-за того, что никто из наших знакомых не коллекционирует пластинки. Так что мы такой вариант и не рассматривали. Ну, правда, несколько раз нас об этом спрашивали. Но это в самом деле скорее вариант на любителя, а выпуск довольно дорого обходится, и надо быть уверенным, что найдется достаточно покупателей и все окупится. И чем меньше тираж, тем дороже выпуск соответственно.

Ben: Ты уже упомянул DVD, прилагающееся к фан-изданию. А что конкретно там можно будет увидеть?

Sven: На DVD мы включили официальный видеоклип. Еще есть бонус-трек с видео, живые видеозаписи с фестиваля Blackfield и довольно длинное интервью с нарезкой сцен из студии, которые мы снимали простенькой камерой. И, разумеется, outtakes. Нельзя их просто так оставить. [Больше outtakes!!! — прим. Shaliss] Я думаю, такие DVD всегда рулят, да и мне самому по душе подобное.

Ben: Какое место с музыкальной точки зрения ты бы определил для «Whiteout» среди предшественников?

Sven: Это ты мне лучше скажи какое (смеется)

Ben: Мне кажется, что с одной стороны он потяжелел, прибавил в рок-звучании по сравнению с предыдущим, но с другой стороны, есть детали, которые замечаешь лишь после третьего или четвертого прослушивания.

Sven: Супер. Я тоже так считаю (смеется). В этот раз мы немного по-другому организовали работу над альбомом.

Ben: Я это уже читал в каком-то интервью к прошлому альбому.

Sven: Верно. В прошлый раз мы действовали иначе — перед записью мы еще раз организовали сессию в студии. Сейчас же у нас не было такой возможности, потому что студия была занята до того, как мы начали запись. Так что мы долгое время зависали с песнями в репетиционной. Раньше мы так не делали, но сейчас у нас было время из-за долгой паузы между выпусками альбомов. Поэтому впервые за долгое время мы смогли сплоченно работать над песнями. Я считаю, это пошло материалу только на пользу, потому что было много мелочей в тех вещах, которые мы играли вживую, но еще не записывали. Когда прорабатываешь песню на компьютере, то не так чувствуешь, где чего-то может не хватать, а где слишком чего-то много. Но когда сыграешь вживую сначала, тогда это становится очевидно. Поэтому в этот раз все вышло как-то более естественно. Мы, разве что, поздновато поняли, что некоторые песни имеют слишком медленный темп, не являясь при этом балладами или намеренно медленными. Прямо groove в них затесался как залог долгой жизни. Забавно конечно, но так просто получилось.

Ben: Другие участники группы смогли таким образом больше принять участие в написании песен, чем раньше?

Sven: Разумеется, да. Это в основном касается ритм-секции, а также барабанных партий и баса. Оба участника добавили очень много мелочей и нюансов в песни. Конечно же, всегда каждый делает свой вклад, но раньше в основном он был заключен в рамках партий каждого, а сейчас мы вместе развивали идеи. Мы записываем один инструмент за другим — сначала барабаны, затем бас, потом гитары, а после уже вокал. Таким образом, барабанные партии приобретают первостепенное значение, так как это, естественно, основа песни, и поэтому бас уже не сможет подстроиться. А в этот раз мы смогли детально все проработать. Я думаю, у нас хорошо получилось.

Ben: Определенно да.

Sven: В группе всегда сложно предугадать, кто и как может отреагировать на какие-то нюансы. Но до этого все говорили, что все хорошо заметно, хотя звучание и довольно типичное. Мы ничего нового не открыли с «Whiteout», но остались верными своему звучанию (прерывается). Извини, у меня просто машина сломалась, поэтому я все время выглядываю в окно на проезжающих мимо… И я как-то потерял нить… О чем я говорил?

Ben: О том, что вы остались верными своему звучанию.

Sven: Ах да. Прошу прощения. У нас, конечно, есть на альбоме экспериментальные песни вроде «Lieber Allein» или «Waiting For The Day To End», которые довольно нетипично звучат, но в целом же, несмотря на изменения, это типичный такой альбом Zeraphine.

Ben: Кстати о «Lieber Allein». Не рискованно ли в каком-то смысле ставить столь нетипичную песню первой по счету на альбоме? Это могло отпугнуть некоторых фанов еще до первого прослушивания.

Sven: Да. Могло и такое случиться, но я посчитал, что она очень подходит на роль открывающей песни, и не смог удержаться. «Lieber Allein» — это песня, по большей части вышедшая из-под пера Мануэля и Нормана — наших двух гитаристов. Я ее послушал, и мне сразу в голову пришла идея насчет интро, и я решил, что она как раз будет там уместна. Затем я подготовил текст и поэкспериментировал с вокалом — сначала пел без дисторшена, но затем подумал, что можно и побольше добавить. Ну, если решили, то делаем — иногда можно и настоять на своем, я считаю. Я легко мог представить, как бы мы открывали этой песней концерт.

Ben: Как ты только что сказал, интро было скроено как раз под эту песню и отлично ей подходит. Однако в версию для скачивания оно не было включено — почему?

Sven: Ну должен же быть стимул у людей покупать CD. Хотя, если подумать, интро — не такой уж и стимул (смеется). Гораздо важнее тот факт, что интро и «Lieber Allein» слушаются вместе. Но если их объединить в один файл, то пройдет вечность, прежде чем начнется песня, и это нам показалось дурацкой идеей. Учитывая, что у нас был альтернативный вариант начала для песни, мы решили убрать интро из версии для скачивания.

Ben: А сама песня в версии для скачивания отличается чем-то от той, что в альбоме?

Sven: Да, но только парой гитарных проигрышей перед началом песни. Я подумал, что было бы тупо слушать всегда обе, если уже есть один mp-3 вариант. Да и для диджеев эта версия куда лучше.

Ben: Ты взял необычайно большую временную паузу перед этим альбомом. Хотя ты определенно не сидел, сложа руки. Ты начал свой проект Solar Fake, снова выступал с Dreadful Shadows, а также с Zeraphine вы даром времени не теряли. Сколько времени из-за всего этого осталось для работы над песнями Zeraphine?

Sven: В перерывах между делами мы встречались и репетировали. Мы хотели оставить себе время, но, конечно, не предполагали, что пройдет четыре года. Собирались побыстрее управиться. Прошлый альбом мы издали на собственном лейбле, но осознали, что работы с этим просто ужасно много. У нас не было ни денег, ни времени, чтобы заключать контракты с другими группами, так что все контакты и деловые связи мы могли использовать только во благо своей группы. И если все эти усилия приходится прикладывать только ради одного диска, то игра просто не стоит свеч, затраты получаются огромные. Потом у нашего барабанщика родились две дочери, у гитариста есть сын, а потом еще двойня родилась, так что появились и дополнительные обязанности. Поэтому если людям не удается работать с лейблом, то лучше и не продолжать. Таким образом, в 2007 мы начали вести переговоры с рекорд-лейблами. Поступали и предложения периодически, но поиск все же затянулся. Плюс наличия собственного лейбла в том, что мы сами могли решать, на что пойдут наши средства и что важнее всего. Такое, конечно, обычно невозможно в условиях сторонней компании, поэтому мы там не знаем, что куда уходит, и почему что-то не получается. В этом был положительный момент. В любом случае, перед нами стояла задача — найти новый способ работы с каким-нибудь лейблом, чтобы нас избавили от всей организаторской и бумажной волокиты. И мы нашли один вариант, и все наши ожидания и отказы от поступающих предложений окупились. Конечно же, все это время мы могли использовать для работы над другими проектами. Наш гитарист, к примеру, играет в еще одной группе, а барабанщик участвует в выступлениях Нины Хаген. То есть у каждого было чем заняться, не забывая при этом про остальных и не забрасывая Zeraphine. Это также позволило нам освежить мысли перед новым альбомом. Определенно, у нас было желание и дальше делать музыку вместе и работать над новыми песнями. Эта мотивация пошла всем на пользу и это слышно в самих песнях. На данный момент мы счастливы видеть, каким получился новый альбом, и еще больше предвкушаем возможность сыграть песни, наконец, вживую.

Ben: Будете ли вы также на WGT играть?

Sven: Да, мы там точно будем играть другие песни, нежели в Mauerpark. У нас только 40 минут на выступление, но что-то новое определенно будет.

Ben: А осенью вы отправитесь в тур. Кто будет разогревом?

Sven: Никто. Мы как-то решили без этого обойтись. Если подходящие местные команды найдутся, то мы их позовем, но чтобы кто-то катался с нами в туре все время — с этим всегда были сложности. Или группа не соответствует вкусам публики, что только раздражает, когда приходится пропускать их мимо ушей. Не лучше было бы, если б группу хорошо принимали, но мы сами думали: «Боже, опять они». Так что мы отказались от этого, хотя поступали предложения от групп. Еще мы всегда долго играем на концертах. По-моему, когда люди платят много денег за посещение, то можно ожидать сет в полтора часа плюс еще полчаса на бис.

Ben: Ты уже довольно долго на сцене, так сказать, ветеран.

Sven: Вообще древний, ну (смеется).

Ben: Нервничаешь ли еще перед выступлениями или выпуском альбомов, или это уже стало рутиной?

Sven: Нет, рутиной не стало. Тем не менее, все сейчас получше, чем раньше было. Вспоминаю, как мы первый раз играли с Dreadful Shadows в Kesselhaus — ко мне нельзя было подойти в течение трех дней, так нервничал. Конечно, сейчас все не так критично, но все же за час до выступления меня лучше не трогать. Перед выпуском альбомов тоже волнуюсь очень. Это отчасти неприятный процесс, потому что со всех сторон идет давление, и ты ничего не можешь с этим поделать. Впрочем, я всегда с нетерпением жду момента, когда диск выйдет и что скажут люди, и всегда поглядываю на гостевую книгу.

Ben: Следишь ли за рецензиями на альбом?

Sven: Да, само собой. Всегда находится парочка заранее подготовленных разгромных рецензий — я их первыми нахожу, потому что часто они очень смешны. Разные авторы пишут подобные отзывы, но, к счастью, в нашем случае они довольно сдержанные. Некоторые настолько ниже пояса бьют, что их просто невозможно воспринимать серьезно, а есть те, чья критика приемлема. Мне это всегда нравится, например. Я, конечно, не могу сам судить, но знать то неплохо. В конце концов, самое важное — это то, что мы сами довольны результатом, потому что мы искренни, но конструктивная критика всегда интересна. Первый отклик ты всегда получаешь от журналистов, поэтому всегда ожидаешь этого с нетерпением.

Ben: А ты сам следишь за сценой, за ее изменениями?

Sven: Должен сказать, что частично новые веяния проходят мимо меня. Но кое-что из нового всегда стараюсь брать с собой на диджей-сеты. У меня есть пара знакомых диджеев, которые постоянно подбирают CD неизвестных групп. По мне, так это очень круто, потому что они иногда столько интересного находят. Но я сам не слежу за выходом альбомов и не гонюсь за всем, что происходит.

Ben: У тебя есть определенные черты, однако при этом ты занят в широком спектре музыки.

Sven: Да, Solar Fake этот спектр довольно-таки расширил. Конечно, до определенных пределов.

Ben: А ты лично тоже очень разную музыку слушаешь?

Sven: Да, само собой, тоже до определенных пределов, но все-таки довольно разную. Есть, конечно, и вещи, в которые я совсем не въезжаю — medieval rock, например. Просто не мое, я и не пытаюсь вникать. Но с удовольствием слушаю электронную музыку, ведь я тоже разнообразные песни пишу. VNV Nation, :Wumpscut: или Combichrist люблю. А также разную гитарную и рок-музыку тоже слушаю. Я, признаться, не понимаю, почему люди в этом плане ограничивают себя одним жанром.

Ben: Ты отлично знаешь основы инструментов, которыми пользуешься при написании песен, а на каком тебе больше всего нравится играть?

Sven: Да, при написании песен я использую все. Но всегда клавишные мне больше по душе. Гитара — это тоже неплохо, но я на ней по большей части только объясняю свои идеи и развиваю некоторые мелодии. Создание мелодий меня в любом случае очень радует, но нет смысла прорабатывать гитарные партии, потому что Норман в течение нескольких минут способен написать их куда лучше меня.

Ben: И какое у тебя отношение к клавишным? Принадлежишь ли ты к кругу аналоговых фетишистов или же предпочитаешь с комфортом кликать по экрану?

Sven: Я точно ко второй категории отношусь. Раньше мне приходилось иметь дело со всем этим хламом, потому что электронных синтезаторов просто не было. Сейчас же меня невероятно вымораживает работа с аналоговым оборудованием. Проводишь часы, чтобы сформировать звук, а он вдруг меняется. Есть люди, которые всеми конечностями за аналог, но по мне, так это просто ужасно, когда такое происходит. Я же не для того столько времени провожу за ним, чтобы когда прекращаю играть, пошел бы какой-то другой звук. Хотя я понимаю, почему многим людям так нравится нажипать настоящие кнопки. Я считаю аналоговые инструменты очень непрактичными, и меня действительно радует, что сейчас доступны все плагины от соответствующих производителей. Но должен сказать — именно потому, что я ранее изучил аналог, я теперь знаю, что и как мне надо изменить на компьютере для получения нужного результата. Это действительно большое преимущество, потому что во время написания песни в голове возникает звучание, которое я и пытаюсь настроить.

Ben: Как обычно для тебя проходит WGT? Если посмотреть программу, то ты там просто везде — на автограф сессии, на сцене, диджеишь.

Sven: Да в этот раз все так же (смеется).

Sven: Да, вполне. Времени на самом деле всегда хватает. В конце концов, у меня всего пара дел в день бывает. Я также нахожу время побродить по AGRA-Gelände или погулять по городу. Правда сейчас я немного нервничаю в ожидании, потому что, как и в прошлом году, я принимаю участие в «Electronic Allstars», где играю кавер-версии старых песен с другими коллегами по сцене. Я как раз занят с этим и, честно говоря, закончил только половину из четырех песен, которые должен был.

Ben: С дедлайном работается куда лучше.

Sven: Да, точно. Это прискорбно (смеется).

Ben: Что ж, желаю тебе успешно закончить эти кавер-версии и спасибо тебе за интервью.

Sven: Тебе спасибо.

Автор: Ben Kettner
Перевод: Shaliss