Alternativmusik.de (19.08.2010)

Alternativmusik.de (19.08.2010)


В башне со Свеном Фридрихом

Свену Фридриху просто не дают покоя на M`era Luna в этом году. Едва приехал — так сразу же посыпались интервью, в воскресенье ночью диджеить, а с раннего утра выступление с Zeraphine. Тем радостнее, что в субботу он нашел время подробно обсудить с Alternativemusik.de на уютных диванчиках в Tower’е фестиваль, сцену и ее развитие, новый альбом Zeraphine, снова и снова выступающих Dreadful Shadows, свой сольный проект Solar Fake и многое другое. Наслаждайтесь по-настоящему детальным результатом!

В прошлый раз мы с тобой беседовали в январе 2008. Что нового у тебя и в твоей музыкальной деятельности?

Довольно много всего. Вышел альбом Solar Fake — мой сольный альбом. Потом я отправился играть концерты с Solar Fake, что закономерно следует после. Параллельно я продолжал работу с Zeraphine, хотя сделано было не так много. Тем не менее, мы уже начали работать над новым материалом и ведем переговоры с лейблами, так как собственный, который был основан для выпуска предыдущего альбома, мы закрыли. Осознали, что с ним слишком уж много работы. 80-90% времени, которое мы на него потратили, ушли не на занятия музыкой, а на всякую деловую волокиту, и мы подумали, что это был неверный шаг. Таким образом, мы снова начали искать рекорд-лейблы, уже много с кем обсуждали дела, и, хоть несколько с опозданием, но, похоже, нашли одну компанию, где, как нам кажется, у нас будет больше свободы действия. В целом наилучшее решение. Сама по себе возможность иметь лейбл звучит довольно привлекательно — можешь делать все, что захочешь. Сам решаешь, на что пойдут деньги. Разумеется, это комфортнее, в твою музыку никто не лезет, просто прислушиваешься к советам со стороны. Вот такой вариант, чтобы безо всякого бюрократического дерьма, мы и нашли. Это заняло какое-то время, и пока мы написали новый альбом, отрепетировали и все такое — вот уже настал 2010 год.

В самом деле. И вот, мы сидим здесь. Завтра у тебя утром выступление, а ты вовсю занят уже сегодня. Как ты предстанешь в качестве диджея? Большая часть людей видела тебя лишь на сцене.

Чаще всего я диджею как гость. В основном, ставлю вещи, которые мне самому нравятся. Если я что-то считаю дурацким, то, в общем-то, и не ставлю. К тому же, я хочу, чтобы танцпол был заполнен людьми. Порой приходящие диджеи умудряются ставить такие провальные вещи, что никто не танцует. Когда я где-то диджею, то понимаю, что должен сделать так, чтобы люди получали удовольствие, когда приходят туда. Хотя я всегда стараюсь включить в программу что-либо, не вписывающееся в типичную подборку, которую можно услышать на мероприятиях. Иногда выходит лучше, иногда хуже. Но я вообще все ставлю — много электроники, парочка гитарных вещей… Так, чтобы все сочеталось. Ну, или, по крайней мере, как мой вкус мне подсказывает.

Если в общем окинуть взглядом M`era Lunа — как тебе фестиваль? Я имею в виду, что ты здесь довольно давно бываешь и можешь оценить развитие.

Мы здесь играли с Dreadful Shadows, и тогда это еще был Zillo Festival — это был 1998 год или где-то в том районе. Так что уже довольно давно. Я считаю, что здесь всегда все просто блестяще. В самый первый раз я побывал тут в 1996 как посетитель. Тогда я подумал: «Боже мой, вот бы здесь на сцену выйти!» Через пару лет так и произошло. Для меня это место всегда является особенным — здесь чудесная атмосфера. В прошлые годы мы первый раз сыграли в ангаре, это тоже было очень здорово. Действительно отличный фестиваль. Есть некоторые фестивали, которые я очень ценю и где правда рад бывать. Со временем знакомишься с кучей людей из других групп и их окружения и так далее. Это всегда круто, что можно встречаться вот так время от времени.

Вы с Zeraphine уже довольно проверенная временем команда, я бы сказал. Как бы там ни было, вы завтра играете в 14:15? И как вам такое время?

Мы всегда начинаем позже. Ну ладно, в прошлом году в ангаре мы были в числе хедлайнеров, что уже приятнее, но с другой стороны — да так тоже неплохо. В любом случае, мы выступаем в середине. Перед нами сыграют около пяти групп, и после нас где-то столько же. Как ни крути. Это нормально. Выступать при свете дня мне кажется несколько странным, но мы скорее просто не привыкли, так что это не так плохо.

Как уже было сказано: бывалая группа. Если прибавить сюда Dreadful Shadows, а между вами поставить Helix, то ты прямо-таки монолитом кажешься.

Жуть, не правда ли? (смеется)

Как бы ты охарактеризовал изменения, которые происходили со сценой все эти годы?

Я слушаю эту музыку с довольно юного возраста, но, если честно, мне всегда было как-то плевать на все эти готические клише. Я считаю их смешными, да сама сцена кажется мне смешной — и это так прикольно! Люди, которые к ней принадлежат и именно так себя характеризуют — они замечательные, с ними, возможно, можно найти больше интересных тем для разговора, чем с другими, которые только спрашивают: «Ну что, работаешь нынче?» и все такое. В музыкальном же плане ужасно много произошло с тех пор. Когда-то давно сцена была поделена между электронной и гитарной музыкой, а потом все как-то смешалось, что мне и нравится. Так что это больше не выглядит по-дурацки, когда кто-то играет в гитарной группе, но выпускает электронику или она ему нравится. Действительно были времена, когда подобное было просто немыслимым. Мне нравится, что сохраняется разнообразие и что всегда происходят какие-то изменения — по-моему, это очень интересно.

Многие группы начинают с годами упрекать в том, что они продались. Что ты об этом думаешь? Живой пример — группа Unheilig, а пару лет назад такое говорили про HIM, с которыми вы также ездили в тур.

Даже не знаю. Скажем так: если какая-то группа, музыка которой мне нравится, достигает на музыкальном поприще успеха, то меня это радует. Если же она мне не нравится, то мне тупо все равно, успешны они или не успешны, потому что меня это не особо заботит. По-моему это неплохо, когда группа может быть успешной в широких кругах слушателей. В конечном счете, для этого и делают музыку, и, что логично, жертвуют какими-то другими вещами. В данном отношении это прекрасно, я считаю. Но сейчас я также думаю, что это смешно — изначально на это рассчитывать. Когда происходит что-то подобное, потому что это по какой-то причине берет за душу или когда над музыкой работает настоящая команда, которая становится успешней и успешней, это же так здорово. Когда же кто-то просто втирается в доверие и делает смехотворную музыку, чтобы стать известным — это совершенно другое. Но я думаю, такой номер все равно не проходит. Когда создаешь музыку, все равно не знаешь, что с ней будет дальше. Не знаю, мне трудно как-то комментировать эти обвинения в продажности, потому что неясно, как все работает на самом деле. Если бы был какой-то рецепт успеха, тогда каждый бы его добивался (смеется). Для групп это хорошо все-таки, можно иметь различные мнения по этому поводу. Сейчас я уже несколько сомневаюсь, надо сказать: вчера щелкал каналами и наткнулся на рекламу нового хит-парада на RTL2, и как-то мне уже показалось странным видеть Графа в рекламе столь попсовой передачи, но каждый сам должен знать, что ему нужно делать и чего не стоит. Хотя, боже мой, это и правда кажется мне слегка комичным. Но это его забота. Что хочет — то и делает.

Если окинуть взглядом всю музыкальную сцену и конкретную узкую сферу, о которой идет речь — где здесь в этом «балагане» располагается Zeraphine?

Довольно трудно вот так сразу дать оценку. Надо сказать, наши продажи идут неплохо. Я считаю, это довольно адекватный уровень. Всегда могло бы быть больше, но сейчас у нас все хорошо и эти цифры устраивают все компании, с которыми мы имеем дело. Нам самим не то чтобы безумно много остается, но мы и не гонимся за богатством. Мы занимаеся музыкой из любви к делу и удовольствия от процесса, и нас очень радует, когда людям зачем-то да нужна наша музыка. Вот почему мы это делаем. Так что для нас все просто шикарно. Я думаю, что для сцены мы тоже являемся ценными кадрами. Разумеется, это тоже важно — ведь нет ничего хорошего в том, если ты делаешь что-то, а это ни одну сволочь не интересует. Поэтому тот уровень, на котором мы сейчас находимся, просто отличный. И пока мы не скатываемся с него, все в порядке. До сих пор мы двигались только вверх.

Несмотря на экономический кризис…

Я хочу сказать, да, конечно же, стоит немного учитывать и общие тенденции в музыкальной индустрии. Когда узнаешь, что падение составляет 30% в год… Но, поскольку это нас не сильно затрагивает, особых проблем, к счастью, нет, вот реально, к счастью, нет. Так что все довольно хорошо.

Я часто слышу о том, во что превратился бизнес, от групп, которые выступают вживую.

Да это понятно все. Живой концерт можно посмотреть по интернету, на экране мобильного телефона, без чувства присутствия на выступлении, переживаний. Также ощутимый урон наносят скачивания. Разумеется, в сети новинка, которую ты ищешь, уже доступна для скачивания на куче нелегальных сайтов. Мы находили огромное количество сайтов, где мы были в пятерке лидеров по количеству скачиваний. Это какой-то идиотизм, нет?

Сомнительная честь, да?

Да. Я имею в виду, что с одной стороны конечно круто, когда альбом получает такое распространение. Но проблема-то в чем: когда деньги не приходят, рекорд лейбл разрывает сотрудничество с исполнителем и никакого следующего альбома не будет. Таковы последствия. Сдается мне, на этой сцене тоже происходит подобное. Но, по крайней мере, всегда есть некоторые идеалисты или энтузиасты, а также люди, которые настолько дальновидны, чтобы понять, что вред в итоге они причинят сами себе. По этой причине наши продажи идут неплохо. Альбом уже вошел в чарты. Хотя это ясно, что если бы поменьше людей нелегально скачали его, дела были бы еще лучше.

Теперь ты уже рассказал кое-что об альбоме, но я бы хотел еще немного развить тему. Для начала обратимся к названию. Почему «Whiteout»?

«Whiteout»… Мне всегда трудно выбрать название для пластинки. Это самое ужасное: «Ну и как всю эту хрень в итоге можно назвать?» Я не знаю, на этот раз дело было примерно так же как со «Still». «Still» как-то с самого начала и был. Я имею в виду такое явление, когда контуры размыты и невозможно больше ориентироваться в пространстве и все такое — это символ того, как восприятие искажается под внешним влиянием. Ты больше не знаешь, что есть что, так сказать. Надо сказать, этот момент довольно часто встречается в моих текстах. Когда собственное восприятие подвергается стороннему влиянию. Это ключевая тематика. Это погодное явление и олицетворяет все. И я подумал: «Ух ты, здорово». Вообще, я его еще назвал в честь песни Killing Joke — Whiteout. Кажется, она с альбома 1994 года. Так что я начал развивать тему этого явления, и как-то вот все и пошло дальше. Сейчас вышел еще дебильный фильм под таким названием, я посмотрел — он ужасен. Вообще отстой. А, пофиг, впрочем.

И это размытие символизирует отслаивающаяся краска на обложке?

На самом деле, не совсем. Ну, в принципе, да. Вообще, обложкой я хотел выразить нечто сломанное — мне такая эстетика кажется красивой. Но также необходимо убрать отошедший слой, чтобы заглянуть внутрь. Такая была задумка.

Сейчас альбом зовется «Whiteout» («Белая мгла»), до этого вышел сборник «Years in Black» («Чёрные годы»). Это совпадение?

(смеется) Да, оно самое. Мы вообще почти не имели отношения к этому сборнику. Его выпустил наш тогдашний рекорд-лейбл, они и выбирали название. Мы сказали: «Делайте на свое усмотрение». Они обговорили со мной только подборку песен. Это реально совпадение.

Скорее выполнение условий договора?

Да, но для нас это вовсе не плохо. Правда мне это кажется смешноватым — сборник лучших вещей от Zeraphine. Мы говорили о его выпуске, и встал вопрос, хотели бы мы добавить туда новые песни, но мы посчитали это грабежом. Ведь из-за одной песни люди купят весь альбом, хотя у них другие уже есть. Так что мы подумали сделать сборник для тех, кто, возможно, уже что-то от нас слышал, но еще не одного альбома не приобрел и таким образом сможет составить общее представление.

То есть, ты бы не сказал, что Zeraphine, так сказать, подвели некие итоги, а теперь начинается новый творческий период?

Не-е-е. Думаю, если прослушать альбом, то станет понятно, что мы продолжили наши традиции. То есть, да, конечно, наша манера писать песни так или иначе изменилась, так же как и привычное восприятие музыки. Это всегда меняется. То есть, все, как бы, всегда приспосабливаешь к тому, что тебя самого восхищает. Но, я думаю, определенно слышно, что это новый альбом Zeraphine. Мы остаемся самими собой.

Как, по твоему мнению, изменилось звучание альбом по сравнению с предыдущими?

Я не знаю, но, как по мне, потяжелело звучание барабанов. Оно вообще другое на этот раз. Также экспериментировали с вокалом — добавили дисторшн и все в таком духе. Гитары, скажем, звучат иначе, чем на «Still», на котором мы много чего поубирали вообще в итоге, сделали всё проще, это всегда лучше звучит. Но в этот раз мы так не делали, потому что решили, что песням это не подойдет. Всегда все делаешь вместе с группой, слушаешь демо-записи, ломаешь слегка голову над тем, в каком направлении двигаться и т.д… На этот раз мы решили, что такое звучание не подходит. Ну, разве что, отчасти. Потому что там, где подходит, мы его применили, а, в остальных случаях мы сказали, что еще немного подумаем над тем, как развить звучание во время записи и сведения, и в итоге вышло что-то вполне цельное, на мой взгляд.

Я заострил внимание на некоторых отдельных песнях. Одна из них с самого начала альбома, довольно агрессивная, это «Lieber Allein». Почему тебе лучше быть одному, чем потеряться среди тысяч?

Это такая анти-человеческая песня. Собственно, у меня уже много песен на эту тему. Меня это всегда убивает, мне кажется. К тому же, бывают периоды, когда и правда видеть никого не хочется. В этой же песне описывается как раз ситуация, когда ты дошел до точки, что тебе становится просто все равно. Можно сказать, что абсолютно наплевать, катится все к черту или нет. Вообще пофигу. Это такая смесь агрессии и безразличия. Довольно странный момент. Не знаю, было ли у тебя такое. Ну, может быть. Знакомо, не так ли? Это «Нет, оставь меня в покое, я не хочу ничего знать об этом». Возможно, тоже хороший мотив. Характеризует эту ситуацию. Но вообще, я не рассказываю конкретных историй из моей жизни. Они составляют основу, но всегда все завуалированно. Не могу себе представить, чтобы я начал говорить о них напрямую. Это заинтересует разве что некоторых людей, остальных же это не касается. Поэтому я всегда стараюсь просто описывать какие-то особые моменты.

Синглом к альбому является «Out of Sight». Почему именно эта песня была выбрана для сингла? Ты бы сказал, что она раскрывает альбом?

Это тоже еще одна трудность, с которой мы всегда имеем дело. Вообще, мы и правда хотели взять «I Will Be There», но затем все больше начали склоняться к «Out of Sight» и, даже не знаю — как-то не могли сами решить. Каждый участник тогда написал свою пятерку лучших песен. Почти сразу все было в пользу «Out of Sight», а потом мы еще поспрашивали людей, с которыми вместе работаем, какую же песню нам выбрать для сингла. И все голосовали за «Out of Sight». Ну, мы сказали, что так и сделаем. Она быстрая и альтернативно-роковая, возможно, слегка отдает Placebo, но я бы не сказал.

Еще кое-что хотел бы спросить… Как отмечали в прессе в рецензиях на CD, в нем и правда есть нотки Placebo. Как раз в «Out of Sight» они довольно заметны. Как тебе вообще такое сравнение? Завтра вы выступаете на одной сцене.

Да, вообще, мы уже выступали однажды вместе — также на M`erа Luna в 2005. Я думаю, в их музыке встречаются действительно шикарные элементы. Новый альбом, разве что, не совсем мне по вкусу, но все остальные я мог часами гонять по кругу. Есть некоторые моменты, которые мне кажутся невероятно волшебными, совсем неплохо, на мой взгляд. К тому же, мы не сами писали текст для информационной заметки. Это дело поручили журналисту. Он нас знает, но мы вообще-то даже не в дружеских отношениях. Мы сказали: «Послушай, напиши, что ты об этом думаешь — это будет наш текст для прессы, и неважно, что там, мы все равно его возьмем». Ну, типа того. Вообще, мы не звучим как Placebo, но есть пара элементов — например, гитарная часть на «Out of Sight» вполне в их манере. Но по мне, так это и неплохо.

Есть песня «Louisa». И кто же она такая?

(смеется) Нет никакой Луизы. Это в большей или меньшей степени всего лишь искусный прием, если угодно. Это, вероятно, немножко трагичная песня о любви. Для меня она, правда, такой не является, но если ее так воспринимают — то окей, пусть так. Люди любят строить догадки. Я знаю одну Луизу, но она тут совсем ни причем.

И она знает, что это не про нее?

Да я ее давненько не видел уже. У нас была певица в Dreadful Shadows с таким именем, но она действительно тут вообще ни причем. Учитывая, что я не рассказываю реальных историй… мне просто нужно было имя, ну, я и взял одно, которое звучит красиво, вот и все (смеется).

Когда я услышал «Tomorrows Morning», у меня возник вопрос: а ты знаешь голландцев The Wounded?

Нет, не знаю.

Клавишный мотив очень сильно напоминает мне гитары на «The Art of Grief»…

Понятно… Это тоже интересно. Надо как-нибудь послушать специально. Бессознательно стырил значит (смеется). Нет, не знаю таких, никто мне до этого такого не говорил. The Wounded, значит.

Снова об этой песне: какая идея лежит в ее основе? О чем она? Почему утро следующего дня отличается от сегодняшнего?

Она на самом деле еще больше о чувстве разочарования. «Bury tomorrows morning» («похоронить завтрашнее утро»), то есть завтра не имеет значения. Это тоже олицетворение того чувства, когда застываешь в безропотном смирении. Я часто и охотно пишу о таких моментах. В моем кругу знакомых есть некоторые люди, с которыми я когда-то хорошо общался, но отношения каким-то образом прекратились. Это сложно, я не хочу много рассказывать, так как это уже из личного. Хотя их никто и не знает. Ну, как бы то ни было, почти всегда находятся люди, которые стоят чуть ли не на краю пропасти, но отказываются от помощи, когда протягиваешь им руку, или же ты сам не уверен, что вообще хочешь им помогать. Такие вещи меня волнуют и гложут, и я переношу их в лирику. Так, например, и родилась песня «Tomorrows Morning».

Если дальше окинуть взглядом альбом целиком: ты доволен реакцией на него?

Еще бы! Мы получали только положительный отклик. Как-то так получилось, что негатива было мало — я думаю, это замечательно. Так что все супер. И фаны как раз положительно отреагировали. Каждый день приходят письма на электронную почту.

А сейчас?

Да, до сих пор. Вообще, это удивительно. Мы очень довольны альбомом — он вышел действительно таким, как мы и хотели. Разумеется, всегда есть какие-то моменты, которые не совсем можно принять, но так всегда происходит. В любом случае нужно искать компромисс, но для этого и существует группа. Для всего остального есть сольный проект (смеется).

На альбоме теперь можно услышать Юлиану Рихтер из Eminence of Darkness и виолончелиста из Letzte Instanz. Можно ли их рассматривать как членов группы?

Не. Я имею в виду, что Юлиана, несомненно, с нами и она участник Dreadful Shadows, она поет с нами на сцене. С Zeraphine она еще вместе не пела. Это первый раз. Что касается Instanz — да, мы хорошие друзья, время от времени друг друга выручаем. Иногда я с ними пою, иногда они с нами играют, и все в таком духе. Мы гармонично и берем, и отдаем — это здорово. Эти двое очень круты, они жгут просто. Очень-очень сложно найти виолончелиста, который играет рок-музыку. С Dreadful Shadows мы всегда привлекали к работе струнный квартет, но они были классическими музыкантами. Дико сложно работать в рамках рок-музыки. Они замедляют темп, а так не пойдет… Но ребята с Instanz как здесь и были. Это огромное удовольствие — работать с ними. Просто удивительно.

Ты тут упомянул Dreadful Shadows. Но когда мы последний раз об этом говорили, ты сказал, что на 99,9% тема закрыта…

Нет, про альбом по-прежнему речи не идет. Тут ничего не изменилось.

Остальные 0,1% не поспособствуют?

Не-не. Вообще, я имею в виду, что мы еще в следующем году немного будем выступать, по крайней мере, на фестивале Amphi. Посмотрим, как дальше получится. Сейчас мы точно не думаем над совместной студийной работой. Это в любом случае странно как-то. Мы сделали последний альбом в 1999, поняли, что изменились в музыкальном плане, да и в любом другом тоже. Мы очень хорошо друг друга понимаем во время выступлений, с этим все отлично. Меня радует репетировать с ними, но я хочу сказать… Андре занимается своим проектом, наш гитарист тоже, то есть все как-то не при деле так или иначе. У нашего басиста буквально вчера родился ребенок. Наш барабанщик тоже занят всегда. Все как-то распыляются на другие дела и уже отдалились, так что, наверно, ничего не выйдет. К тому же, я уверен, что мы бы все равно не сделали того, чего от нас ожидали бы на новом альбоме. Все равно результат бы разочаровал, это очень сложно, и что тогда делать? Эта затея обречена на провал в любом случае. Большинство людей думает, что последует продолжение нашего последнего альбома «The Cycle». Но этого больше не случится, вообще странно этого ждать. Свои идеи я реализовываю в песнях Zeraphine — это, как ни крути, моя группа. Сдается мне, что слишком много разговоров вокруг того, что можно сделать. Мы лучше останемся в воспоминаниях людей такими, какими были раньше, и еще немного сыграем вживую. Из нового сыграем пару кавер-версий, например, потому что не только старые песни интересно исполнять.

И что новенького вы приготовили для каверов?

Так как в прошлом году мы играли только в Польше, то сыграли кавер на песню Faith No More — это было довольно весело. Потом у нас был концерт для фанклуба, и мы тоже много всего каверили. У нас нет конкретного запаса песен, которые бы мы попробовали сыграть.

Вдобавок ко всему, ты теперь и в Solar Fake. Был ли «Broken Grid» единичным явлением, или есть планы на дальнейшее развитие?

Да, я сейчас работаю над новым материалом, как раз занят с этим. Определенно будет продолжение, мне это так нравится! Просто здорово. Это такая радость — писать песни, выступать вживую, великолепно вообще. В прошлом году вот были в туре с VNV Nation. Я думаю, это привлекло к нам больше людей, которые не знали о нас раньше. Ну, понятно, что в электронной сфере выходцы гитарных групп не так известны. Может быть, кто-то слышал имя или ремикс на «Be My Rain» на какой-нибудь вечеринке, но во всех остальных случаях никто ничего не знал. Думаю, это было не так уж плохо. Да, все идет своим чередом. Я как раз пишу песни и надеюсь, что в следующем году сможем выпустить альбом.

Звучание последует за предыдущим?

Я не знаю. Я между делом выпустил ЕР «Resigned» для фестиваля Neuwerk, и он несколько тяжелее звучит. Мы стремимся к смешению различных стилей. Мне кажется скучным, когда слушаю альбом, и первая песня сразу дает тебе понять, как будет звучать последняя. По мне, так это тупо просто. Я буду и дальше комбинировать электронные стили в каждой песне, так что сначала все будет звучать немного тяжелее, а потом будет больше future pop, или как там его называют обычно. Возможно, немного возьмем направление в industrial — он всегда кажется мне таким крутым. Предполагается, что альбом выйдет довольно разнообразным — ну, я надеюсь, по крайней мере.

Вернемся в последний раз снова к Zeraphine… В сентябре вы отправитесь в тур. Есть какие-то мысли, как все дальше пойдет?

Нет, сначала тур. Потом приоритет будет у Solar Fake — тоже подумываем о туре. Когда с этим всем управимся, придет очередь Zeraphine. Нужно подумать сначала. Мы не строим много планов, а позволяем событиям идти своим чередом. Да мы никогда и не были специалистами по планированию.

В целом, я закончил с вопросами. Хочешь что-нибудь сказать напоследок читателям?

Всем быть на концертах нашего тура! (смеется)

Автор: Marius
Перевод: Shaliss