Shadowplay (24.08.2018)

Shadowplay (24.08.2018)


Интервью официального фанклуба Shadowplay
к релизу альбома «You Win. Who Cares?»

Шэдоуплей (Ш): Свен, благодарим за то, что ты выделил время, чтобы это интервью смогло состояться в продолжение нашего и без того объёмного ревью. Прежде всего: производство альбома — это очень комплексный процесс, в котором вдохновение не всегда появляется по щелчку пальцев. Ты, должно быть, рад, что вся работа уже позади и «You Win. Who cares?» наконец-то закончен?

Свен Фридрих (СФ): Определённо. Все последние недели и месяцы я работал над ним нон-стоп, в любом случае мой мозг постоянно был занят мыслями об альбоме… Конечно же, хорошо, что он наконец-то закончен, особенно для моих близких :-)

Ш: Назвать такой альбом обычным «альбомом» — всё равно что обидеть, ведь если «Broken Grid», «Frontiers» и «Reasons to Kill» содержали всего по 11–12 песен вместе с каверами, «Another Manic Episode» уже стал намного серьёзнее, включая 10 новых песен, 2 кавера и целых 7 ремиксов, уже не говоря об акустическом CD «Sedated», на котором вдобавок ещё 7 треков. А «You Win. Who cares?» предлагает 11 новинок, и каверы, и ремиксы, и акустику на CD «Tranquilised», и ко всему этому ещё и винил. Разве это не чудеса щедрости для твоих поклонников? Подобное развитие — следствие твоего намерения или, скорее, желания привлечь фанов разнообразием на современном музыкальном рынке, или твои творческие порывы настолько широки, что не помещаются на один альбом?

СФ: Я просто считаю, что у фанов должна быть возможность получать разнообразный продукт. Ведь есть ещё, например, стандартное издание альбома, есть возможность скачать или слушать онлайн. Но по большей части мы создали все эти различные физические версии для тех, кто любит держать в руках нечто ценное. В общем и целом идея принадлежит лейблу Out of Line, на который мы перешли перед выпуском «Another Manic Episode», — они всегда были известны своими изумительными и тщательно составленными фан-изданиями. Будучи артистом, нельзя так просто взять и попросить лейбл подготовить подобное издание, ведь это всегда затратно, но, к счастью, Out of Line занимаются этим по собственному желанию :-) Да, и винил, разумеется, особенный уже сам по себе. Треки для него прошли новый мастеринг, поэтому песни звучат на выходе несколько иначе. Истинные аудиофилы оценят разницу.

Ш: Как долго у тебя заняла работа «You Win. Who cares»? С момента предыдущего релиза прошло уже три года. Когда тебя посетила первая идея, которая и привела тебя к этому новому опусу?

СФ: В этот раз работа продолжалась очень долго, не в последнюю очередь из-за того, что мы так много времени провели в турах. Я сейчас посмотрел у себя на компьютере, первые песни датируются октябрём 2016 года. Было бы здорово начать работать над альбомом спустя год после предыдущего релиза и выпустить альбом спустя ещё год после этого… Но потом нас пригласили в Штаты, а потом мы поехали в тур с акустикой, и поэтому всё так затянулось. Самая интенсивная работа началась примерно в мае-июне 2017 года.

Ш: Ты часто меняешь песни в процессе подготовки их финальной версии в плане текста, названия или композиции? Даже если песня ранее уже достигла статуса «готово» у тебя в мыслях? Например, ты уже исполнял некоторые песни на фанклуб-концерте этого года — это как-то повлияло на конечный результат?

СФ: На тот момент, когда мы выступали перед фанклубом, большинство песен уже прошли стадию сведения. Но, тем не менее, в процессе сведения, то есть за один шаг до финала, я решил полностью переписать припев в одной из песен. Это было очень опрометчивой идеей, так как In Strict Confidence уже написали ремикс на версию со старым припевом, и Дирк Ригнер уже составил акустическую аранжировку, но, когда я занимался сведением, мне настолько разонравился припев, что передо мной встал выбор: либо переписать его, либо выбросить песню с концами, что было бы, с другой стороны, не очень правильно… К счастью, я смог составить новый припев, и мои коллеги из ISC и Дирк тоже быстро подхватили и внесли правки в свои работы… Ещё на этом альбоме я поменял названия песен практически в самый последний момент, но это чисто «косметическая» коррекция, на сами песни это никак не повлияло.

Ш: Когда к тебе обычно приходит осознание, что пришло время выбирать альбому название? Почему ты выбрал именно такое название — «You Win. Who Cares?» («Ты выиграешь, а кому какая разница?»)? Похоже, тебе в ближайшее время часто придётся отвечать на этот вопрос во всяких интервью…

СФ: К сожалению, название альбому всегда приходится выбирать раньше, чем мне бы того хотелось… Но если бы на меня не давили, то все мои альбомы назывались бы «Новая папка» и номер, так что этот альбом был бы «Новая папка (5)», ха-ха… Мне всегда очень сложно выбирать названия. Здесь в итоге я выдумал вот это, когда планировалась встреча Трампа и Ким Чен Ына, и вся эта политическая риторика перед саммитом как раз отражала то, о чём я пишу во многих своих песнях. И я так подумал, какая, в сущности разница, кто выигрывает в итоге, всё равно ничего не изменится. Они, как дети, всего лишь играют и меряются силами. И вот у тебя есть идея, и её надо выразить какой-нибудь лаконичной фразой… И это не так-то просто… Тем не менее, если рассматривать эту фразу в контексте альбома, я не имел в виду конкретно политику, ведь подобное поведение люди постоянно демонстрируют и в обычной жизни: в супермаркетах на кассе, в дороге на светофорах, на трассе… Люди всегда стремятся выиграть любой ценой… Хотя не имеет никакого значения, кто впереди…

Ш: При прослушивании альбома быстро создаётся впечатление, что это будто бы продолжение предыдущего релиза. Так, лирический герой проживает «новый маниакальный эпизод» и доходит до точки, где его антагонист побеждает, но это не имеет значения — иными словами, от «Another Manic Episode» до «You Win. Who Cares?». Если первый из этих альбомов рассматривал проблемы одной ограниченной социальной группы, то второй уже замахнулся на глобальные проблемы человечества — взять, например, переход от «Sedated» («На успокоительных») до «Tranquilised» («Усмирённый»). Обложка предыдущего релиза показывала, как ты самоуничтожаешься внешне и внутренне, тогда как новая рисует сюрреалистическую антиутопию : на ней разрушенный мир и ты с повязкой на глазах как олицетворение общества, которое предпочитает не замечать руины. Ты ведь именно так и трактовал все эти образы?

СФ: О господи, я бы сам не смог всё это так складно словами описать… Именно так всё и задумывалось, да…

Ш: В процессе знакомства с альбомом также чувствуется, что это один из самых твоих суровых и агрессивных альбомов авторства Solar Fake, где можно найти самые обличительные и амбициозные тексты, хотя на нём нет недостатка в медленных и среднетемповых песнях, и типичное звучание Solar Fake вполне узнаваемо. Согласен ли ты с этим утверждением и специально ли ты задумывал увеличить темп и продвинуть своё творчество на новый уровень?

СФ: Я очень согласен с этой идеей, но это вышло не специально. Однако мне было важно не скатываться в более мягкое или слишком мягкое звучание, потому что мне этого вовсе не хочется. Даже спокойные песни — это не какие-нибудь там романтичные баллады о любви, нет, они бьют точно в цель. Многие коллеги по сцене «добреют» с возрастом, и я бы очень не хотел, чтобы и со мной это произошло. Если я когда-либо буду переслушивать свои песни и поймаю себя на мысли, что они могли бы вполне себе звучать в каком-нибудь там баре пятизвёздочного отеля, мне придётся срочно менять работу… :-)

Ш: Тексты «You Win. Who Cares?» — это вам не бульварная пресса. Под такие песни, как «Wrong Direction» или «Too Late», хочется пуститься в пляс, и наверняка они станут незаменимыми хитами на танцполах. Однако, если обратить пристальный взгляд на их лирическую и музыкальную составляющую, то нельзя не заметить, каким зрелым и многогранным удался этот альбом. Что вдохновляет тебя писать такие тексты?

СФ: Ой, да люди, как всегда. У меня такое чувство, будто все вокруг становятся только хуже и пытаются выглядеть ненастоящими. Что очень показательно — это, например, как ты выглядишь на селфи. Что я совершенно не могу понять, так это почему люди, снимающие селфи, всегда принимают такие идиотские позы и выражения лица, когда фотографируются… И они даже не задумываются об этом… Строить из себя дурака среди нормальных людей, чтобы потом отфотошопить снимок и выглядеть «круто» в инстаграме? Разве не видно, сколько всего неправильного даже в одном этом совершенно обыденном примере? А ещё есть такие люди, которые якобы всегда всё знают лучше всех, и у них на всё есть собственное мнение, и они используют любой удобный момент, чтобы поделиться этим мнением с окружающими. И они никогда не дают тебе договорить, потому что они считают, что уже и так знают, что ты хочешь им сказать… Либо я стал очень чувствителен к подобному, либо человечество резко сменило курс и пошло в каком-то совершенно неверном направлении… Вот так материал для песен и копится…

Ш: Создаётся впечатление, что на альбоме нет никаких случайных компонентов, напротив, есть много маленьких деталей, нюансов, пауз, встроенных в песни, чтобы подчеркнуть весомость текстов, — обычно такие детали не замечаешь сразу, пока не прослушаешь альбом несколько раз. Как выглядит развитие песни? Как ты обычно соединяешь музыку и текст?

СФ: Я всегда первым делом пишу музыку. У меня в голове, как правило, рождается довольно сложная аранжировка. Тогда я пишу её черновой вариант, потом пишу к ней текст, и потом в большинстве случаев я ещё долго вношу всякие правки в песню, пока она не начнёт мне более-менее нравиться, и вот тогда и наступает время для финальных штрихов и всяких тонкостей, которые ты как раз упомянул. Они имеют для меня огромное значение, и обычно такие фрагменты потом радуют меня ещё очень долго :-)

Ш: Во время первого прослушивания аудитория может задаваться вопросом: «И с кем же это Свен сводит счёты?» Но если внимательно прочесть лирику, то начинаешь размышлять уже о том, что лирический герой, вполне вероятно, может разговаривать и с самим собой. Особенно заметно становится в припеве песне «Wrong Direction», как два протагониста ведут внутренний диалог друг с другом. Можно ли сказать, что такая интерпретация задаёт тон всех текстов на альбоме? Или ты следовал в каком-то определённом направлении?

СФ: Вот как раз в треке «Wrong Direction» всё так, как ты и описал, в каких-то других текстах так тоже можно трактовать, потому что я специально старался писать так, чтобы оставить поле для интерпретаций. Какие-то песни направлены против определённых типажей, обычно против людей, которые недостаточно осознаны и вследствие этого не могут вести внутренний диалог с собой.

Ш: Ярость, скорбь, отчаяние, а вдобавок ко всему ещё и обречённость и безысходность — все эти переживания красной линией проходят через все песни альбома. И выбор словесных средств выразительности несколько необычен: в этот раз ты не стесняешься в выражениях и пишешь о том, как для кого-то припасена пуля, или о том, как кто-то подлизывается к «большой шишке». Другие песни, как «Pain That Kills You Too», напротив, очень сложны, глубоки по содержанию и могут быть интерпретированы множеством способов. Ты сознательно собрал вместе такие разные треки на альбоме, или песни обретают тот или иной вид естественным образом в процессе написания?

СФ: Да, песни получаются такими естественным образом. Кажется, после того, как я написал «Pain That Kills You Too» и ещё пару песен в подобном ключе, мне снова захотелось стать очень суровым и прямолинейным. Раньше я не позволял себе такого, но в Solar Fake это уместно, и, мне кажется, если присутствуют оба этих стиля, то достигнут определённый баланс. Лично мне всегда интересно прорабатывать оба этих типа лирики.

Ш: Давай поговорим о песне, которая произвела на нас особенное впечатление. «Invisible» («Невидимый») — пожалуй, одна из самых сильных песен во всём твоём творчестве. Это песня, которая захватывает и не отпускает, проникая всё глубже в душу при каждом новом прослушивании. В живом исполнении она быстро завоевала любовь публики. Какое значение эта песня имеет для тебя? Если взглянуть на тебя как на артиста, который всё время находится на виду у публики, сама идея о том, чтобы исчезнуть и скрыться от общества, может быть истолкована совершенно иначе…

СФ: Да, для меня эта песня тоже особенная. Но она в меньшей степени обо мне как об артисте на виду у публики, она больше о том, когда чувствуешь, что способен на всё, когда тебя никто не видит. Когда всё идёт своим чередом, тебе постоянно приходится сражаться со всякими неприятностями, которые день за днём изматывают тебя. Но потом ты обращаешь взор на свой внутренний мир, становишься невидимым, и тогда всё начинает получаться… Это одна из самых «тёплых» песен на альбоме, на мой взгляд, хотя она вовсе не простая по содержанию…

Ш: «I Don’t Fight Back» («Я не даю ответный бой») — одна из самых жёстких альбомных песен, и, пожалуй, она демонстрирует лимит твоих вокальных способностей. Ты часто переключаешься с чистого вокала на дисторшированный, выкрикиваешь отдельные фрагменты, но здесь вся песня спета таким образом, что вся ярость, вся боль и страдания лирического героя выведены на первый план — такой экспрессии в творчестве Solar Fake мы, пожалуй, ещё не слышали. Как к тебе пришла такая идея? Это всего лишь эксперимент, или мы ещё увидим эту твою «тёмную» сторону в будущем?

СФ: Понятия не имею. Я бы сказал, этот трек и в музыкальном плане отличается от всего остального материала, и над ним было очень увлекательно работать, собирать все эти маленькие фрагменты воедино. В плане агрессии подобные песни у нас уже имеются. Может, она кажется более жёсткой именно из-за музыки…

Ш: «What If There’s Nothing» («А вдруг больше нет ничего») являет нам, слушателям, под завершение четыре прекрасных строчки, в которых ещё теплится огонёк надежды. Намерение или совпадение?

СФ: Тогда это очень и очень маленький огонёк, ха-ха… В любом случае песню закрывает строчка: «Но первым погибло доверие»… Если представить настроение в виде графика, он здесь нисколько не движется наверх, но ты упомянул последнюю строфу, которую, конечно, можно рассматривать в позитивном ключе, хотя я добавляю здесь изрядную порцию безысходности в самом конце: «И больше не вспоминать все те дни, которые мы так и не прожили»… Я честно не знаю, я по-другому не умею… :-)

Ш: По твоему мнению, какое место занимает этот альбом в истории проекта? Как тебе видится развитие стиля от альбома к альбому, и чего можно ожидать в будущем?

СФ: Последний альбом всегда самый значимый, это верно для любого музыканта, потому что он отражает то, что ты чувствуешь и проживаешь конкретно в этот отрезок времени. Лично для меня это единственно возможное направление развития после «Another Manic Episode». Посмотрим, как всё будет выглядеть в дальнейшем, сейчас я хотел бы вначале немного проветрить голову, прежде чем начинать работу над новым материалом. Потому что сейчас я максимально близок к «You Win. Who Cares?».

Ш: Как много привнесли Андре и Джинс в работу над альбомом?

СФ: Андре и Джинс дают мне очень важную обратную связь, по большей части на этапе сведения. У них обоих большой опыт работы с музыкой, и они способны сказать, что будет звучать хорошо, а что не очень. Но в итоге всё равно этот альбом, как и все предыдущие, — это моя личная ответственность, начиная с первых черновых идей и заканчивая готовым релизом.

Ш: Как уже было сказано раньше, к этому альбому есть приложение в виде акустического диска. Как он, по-твоему, сочетается с основной пластинкой — такой прогрессивной, агрессивной, наполненной суровыми и мрачными звуками? Альтернативный взгляд, другое эмоционально-пространственное измерение?

СФ: Именно. Бонусный диск «Sedated» к предыдущему альбому был так хорошо принят публикой и мне так самому понравился этот концепт, что я решил и в этот раз сделать точно так же. Удивительно, насколько по-другому могут звучать песни, но, тем не менее, они всё равно передают то, что в них заложено, просто несколько иным способом.

Ш: В этот раз ты снова работал над акустикой совместно с Дирком Ригнером — он аккомпанирует тебе на акустических выступлений, начиная с самого первого подобного шоу. Каков был его вклад в музыкальную составляющую? Он играет все партии согласно твоему видению, или вы составляли композиции совместно? Принимает ли он участие в написании аранжировок?

СФ: Да, разумеется. Дирк получает от меня электронные версии треков и перекладывает их на пианино и другие инструменты. Он перекраивает мои композиции, и тогда я записываю вокал заново. Каким-то удивительным образом мы с Дирком так хорошо понимаем друг друга на музыкальном уровне, что даже оторопь берёт, что работа проходит исключительно гладко и нет необходимости всё подробно объяснять. В общем, он присылает мне свои аранжировки, я перезаписываю вокал, потом мы всё это ещё раз переслушиваем, и, ей-богу, у нас мурашки по коже…

Ш: На «Tranquilised» всего семь треков, тогда как на оригинальном диске — одиннадцать. Это оттого, что не все треки поддаются «конвертированию» в акустику? Как ты выбирал?

СФ: Мне показалось, что семь треков — это достаточно для акустического диска. И не надо кровь из носу переделывать все имеющиеся треки. Можно выбрать только те, которые будут действительно хорошо звучать. И вообще выбирал Дирк, а не я, потому что именно ему предстояло написать для них акустические аранжировки.

Ш: Зимой и весной вы снова будете в туре — в поддержку нового альбома. Разумеется, мы не можем не спросить, отправитесь ли вы и в акустический тур впоследствии…

СФ: Ну, сперва мы откатаем «обычный» тур. Но выступать с акустикой было так здорово, что мы обязательно поедем ещё. Но пока сложно сказать, пройдёт он в поддержку этого альбома или уже следующего.

Ш: Вдобавок к основному диску и к акустике снова есть диск с каверами и ремиксами. Как происходил выбор песен для кавер-версий? Например, «Papillon» от Editors уже довольно давно исполняется вживую. И в рамках подготовки предыдущего альбома уже было составлено демо на песню Archive «Fuck U». Почему эти две песни нашли место именно на этом альбоме?

СФ: «Papillon» — потому что уже столько раз нас просили нас записать её альбомную версию. Вот, а «Fuck U» — потому что она отлично вписывается в этот альбом. Эту песню можно ещё петь своему отражению в зеркале, если день не задался…

Ш: «These Things» от She Wants Revenge должен был стать третьим кавером на альбоме. Демо было очень многообещающим, и премного жаль, что песня так и не была издана. Почему так вышло? И есть ли шанс, что мы услышим её где-нибудь вживую?

СФ: К сожалению, правообладающая компания так и не ответила на наш запрос, а запросить мы пытались не единожды. Что касается двух других групп, они даже дали нам своё одобрение лично, а в случае с She Wants Revenge даже их лейбл не откликнулся… Так смешно, конечно, что какие-то маленькие группы ведут себя так, как будто они пользуются бешеной популярностью… Разрешение на запись кавера Depeche Mode на DVD «Sedated» пришло спустя всего два-три дня… Просто ради сравнения… Ну, я не знаю, будем мы играть его вживую или нет, ведь нам и так довольно много песен надо подготовить, и я в процессе несколько потерял интерес к этой песне…

Ш: Так же, как и в прошлый раз, на диске присутствуют семь любопытных ремиксов. Как ты выбирал артистов и как состоялось ваше сотрудничество? Например, ты познакомился с группой Adam is a Girl на нашем фанклуб-концерте в 2017 году, а что по поводу остальных?

СФ: Просто это те артисты, с которыми хотелось посотрудничать. Это всегда очень интересный опыт, и я думаю, что все ремиксы, которые вошли в альбом, удались на отлично!

Ш: Если слушать ремиксы максимально внимательно, можно заметить некоторые интересные трансформации: инверсию, дополнительные электронные пассажи, женский бэк-вокал, танцевальный ритм в стиле фьюче-поп и многое другое. Как уже стало ясно, тебе нравятся все ремиксы на диске, иначе они и не были бы опубликованы, но, может быть, есть какой-то из них, который тебе нравится больше остальных?

СФ: Забавно, но они действительно мне нравятся примерно с одинаковой силой. Ремикс от Mr. Kitty на «Pain That Kills You Too» вышел очень классный, он подходит для танцполов, как и ремикс от Patenbrigade:Wolff. Результат от Ost+Front просто потрясающий и заслуживает отдельного внимания. И интерпретация от In Strict Confidence, и от Adam is a Girl с красивейшим бэк-вокалом Аньи, и от Random Starlight с дабстеп-вставками… Мне правда очень-очень нравятся все эти ремиксы!

Ш: Мы недавно перебирали старые фанзины, и в выпуске 2008 года был отчёт о самом первом выступлении Solar Fake. Может, ты ещё помнишь то издание. У тебя тогда на сцене ещё были видеопроекции, иллюстрирующие каждую песню. Ты случайно не планируешь сделать нечто подобное для последующих концертов?

СФ: Если и да, то ни в коем случае не так, как мы это делали тогда. Но мы всё ещё разрабатываем световое шоу. Может, и будут видеопроекции снова, а может, нет. Я сейчас жду ответа от световика. Тогда это всё было сделано, скорее, чтобы отвлекать публику, потому что я и не представлял, как мы всего лишь вдвоём сможем заполнить пространство на сцене…

Ш: Ну а вас тем временем уже трое на сцене, поскольку Джинс обеспечивает живые барабанные партии. Планирование концертов как-то изменилось по сравнению с тем, как было раньше? И каково это — путешествовать в туре с ещё одним человеком в команде?

СФ: Разумеется, планировать стало несколько сложнее, потому что нам приходится время от времени встречаться в Лейпциге и репетировать всем вместе. И, разумеется, расходы в туре тоже возросли, но это определённо стоит того. Я считаю, что наши живые выступления стали только лучше, с тех пор как Джинс присоединился к нам. А непосредственно в дороге нет никаких сложностей. Минус одно пустое место в автобусе — плюс один приятный собеседник на борту :-)

Ш: Вы планируете новые выступления за границей? Если взглянуть на список участников нашего фанклуба, то довольно большой процент из них родом из-за рубежа.

СФ: Да, конечно, у нас будут концерты в Лондоне и в Хельсинки в этом году, сейчас ведём переговоры с Киевом [на момент публикации перевода интервью выступление в Киеве 23.11.2018 официально подтверждено — прим. пер.], а в первой половине 2019-го поедем в Россию и в Грецию. Что самое смешное, мы тут пытались организовать концерты в Перу и Чили, но «организатор» всё время перестаёт отвечать в середине нашего диалога… Как знать, может, он одинок, и ему просто нравится переписываться с кем-нибудь время от времени…

Ш: Если вспомнить самые первые выступления Solar Fake и пролистать наши фанзины с репортажами за прошлые годы, становится очевидно, что всё это время проект становился только успешнее. Заполненные фестивальные площадки, как на Amphi 2018, очень впечатляют и наряду с нашими фанклубовскими мероприятиями показывают, что на Solar Fake сегодня высокий спрос. Это хорошо заметно ещё и по приросту в фанклубе. Мы только что зарегистрировали участника под номером 450. Это потрясающий шаг вперёд для Solar Fake. Как ты сам видишь своё развитие и как оцениваешь все эти десять лет истории своего проекта? Хоть успех, к сожалению, запланировать нельзя, ты к нему, тем не менее, пришёл. Что же будет дальше?

СФ: Ну что сказать, надеюсь, так и дальше пойдёт. Я сделаю всё, что в моих силах, чтобы остаться на волне. Разумеется, я счастлив, что мы взбираемся всё выше и выше на фестивальных футболках и что на наши концерты приходит столько публики. Это даёт уверенность в том, что ты всё правильно сделал и что твоя музыка важна для стольких многих людей. И меня также впечатляет развитие нашего фанклуба. Кстати, другие музыканты это тоже замечают и говорят о прекрасной организации в Shadowplay, и они все восхищаются тем, какая работа тут ведётся, обо всех мероприятиях и о печатных журналах. Поэтому я бы хотел воспользоваться этой возможностью и сердечно поблагодарить вас за потрясающую работу и за то, что вкладываете в неё столько души. Как бы там ни было, у нас самые замечательные фаны в мире, поэтому прекрасно, что у них есть такой крепкий и славный союз :-)

Ш: Спасибо тебе огромное за интервью, Свен! Мы с нетерпением ждём тура «You Win. Who Cares?» в 2019 году, на который мы обязательно заглянем под знаменем Shadowplay e. V.

СФ: Спасибо! Мы тоже уже ждём не дождёмся нового тура и новых свершений!

Официальный фанклуб Shadowplay:

Официальный сайт фанклуба
Паблик на Facebook
YouTube-канал
Twitter
Instagram

Публикация: Shadowplay Fanclub
Перевод: Torrie