S.F. Russian Support (07/2014)

S.F. Russian Support (07/2014)


«Я полон энтузиазма в Solar Fake»

Russian Support (RS): Привет, Свен! Так приятно снова пообщаться с тобой спустя столько времени :-)

Sven Friedrich (SF): И мне приятно тоже :-)

RS: На фестивале Amphi в этом году у тебя была премьера: первое акустическое выступление в рамках Solar Fake, и результат был потрясающим! Как ты пришёл к этой идее? И как так вышло, что тебя выбрали в состав закрывающего мероприятия фестиваля?

SF: Ну, сама идея родилась тогда, когда организаторы спросили нас, как мы смотрим на то, чтобы там выступить, и можем ли мы предложить что-то особенное. Я послушал работы других участников, в особенности VNV Nation, и решил, что надо сделать что-то в этом духе, но не точно так же. Я не хотел разрушать атмосферу, но и не хотел копировать VNV, поэтому подумал, что пианино как главный инструмент + акустическая гитара + простые клавишные партии + биты кое-где… то, что надо. Но инициатором всецело был фестиваль Amphi.

RS: Конечно же, аудитория не могла предугадать сет-лит на акустику, но многие ждали таких песен, как «The Line of Sight» или «I Can’t Remember», которые бы зазвучали ещё более совершенно. От чего зависел выбор песен?

SF: Вот я и не хотел играть то, что всеми предполагалось, потому что так неинтересно было бы, я думаю. Поэтому мы попробовали сыграть те песни, которые никак не ожидалось услышать в такой полу-акустической обработке, типа «Pain goes by» или «I hate you more than my life»… И, естественно, мы были ограничены во времени, минут 40 или 45 всего.

RS: Другие артисты этой сцены тоже экспериментировали с акустикой, и получились чудесные вещи, как, например, акустический сборник Diary of Dreams. Ты столько репетировал для этого шоу, не думал о том, чтобы записать всё это отдельным альбомом?

SF: На самом деле, я не думал о том, чтобы это записать отдельным альбомом, но, я думаю, мы ещё как-нибудь так сыграем, уже с расширенным сетлистом ;-) И я надеюсь, хотя вообще ещё не знаю, может быть, Петер Хеппнер к нам присоединится снова ;-)

RS: Мы не просто так вспомнили о Diary of Dreams: у тебя в плане стоят два выступления с Эдрианом Хэйтсом. Как вышло, что именно тебя позвали к нему на разогрев, а потом и включили в состав фестиваля Free&Easy? Насколько тесно ты общаешься с Эдрианом?

SF: Не особо тесно. Я, конечно, только за себя могу говорить, но лично я очень уважаю Эдриана и восхищаюсь им за всё то, что он успел сделать в прошлом. Поэтому я думаю, что выбор был подходящим. Но на фестивале Free&Easy мы выступаем не поэтому. Я полагаю, там просто Suicide Commando не смогли выступать, потому что у вокалиста назначена операция на колене. А что касается концерта в Гёрлице с Diary of Dreams, я даже не знаю, кто нас выбрал: сама группа или промоутеры…

RS: Кстати говоря, на Free&Easy вы будете хэдлайнерами! Вроде бы это будет первый опыт такого рода для Solar Fake. Как ощущения?

SF: Очень странные. Я имею в виду, там бесплатный вход, но не особо ясно, сколько людей придёт. Время летнее, фестивальный сезон… скрещиваю пальцы на удачу… [На момент публикации интервью выступление уже состоялось и прошло с громким успехом :-) — прим. Torrie]

RS: В интервью с мексиканским саппортом ты упомянул, что, может быть, в Solar Fake появится третий участник. Сейчас вас двое на сцене, этого недостаточно?

SF: Пока достаточно. Не то что бы я обязательно хотел найти третьего в скором времени. Я пока всё ещё присматриваюсь. Но если нас останется двое на сцене, то тоже хорошо. Не буду форсировать события…

RS: В любом случае второй участник сейчас — это Андре, твой старый добрый «тенистый» друг. Насколько я помню, впервые он присоединился к тебе в прошлом году, во время тура с Петером Хеппнером. А теперь он полноправный участник. Почему ты выбрал именно его, и тогда, и теперь?

SF: В общем-то, в тот раз он просто был единственным, кто мог бы это сделать идеально. И он так всё и сделал. А потом, когда Франку пришлось отменить своё участие из-за болезни, проект так ожил, что мы подумали, когда Франк вернётся, Андре тоже стоит оставить на сцене. А теперь Франк ушёл окончательно, поэтому нам очень повезло, что Андре остался. Я думаю, с ним на сцене реально здорово и зажигательно.

RS: В прошлом Solar Fake смотрелся на сцене достаточно сдержанно и спокойно. Ну а теперь с тобой коллега, полный энтузиазма, который танцует, подпевает на «One Step Closer» и шатает стойку из стороны в сторону. Что-нибудь ещё изменится в ваших шоу в ближайшем будущем?

SF: Да нет, пока что нет. Не знаю пока, что мы устроим в следующем туре. Нам надо посидеть с нашими техниками и всё обсудить, потому что всё всегда стоит денег. Но нам хочется делиться своей энергией с публикой, вот наша цель. И на сегодняшний день получается очень хорошо.

RS: Куда бы ты ни приехал, ты всегда пишешь про обед или ужин. Как насчёт отдельной колонки у тебя в тур-дневничке: «Еда в туре»? Ты бы мог рассказывать читателям про разные блюда, которые вы пробуете в туре, или порекомендовать что-нибудь в новом для вас месте :-)

SF: Да, неплохая идея. Думаю, Андре что-то подобное постит у себя в профиле на Facebook… Но я не особо уверен, что это интересно будет… Ну вот я сейчас лечу в Мюнхен, например, и я есть хочу ;-)

RS: Есть определённые виды пищи, которые вокалистам нельзя есть перед выступлениями, чтобы не испортить голос. Например, нельзя пить алкоголь или молоко с мёдом. Специалисты рекомендуют пить травяные чаи. У тебя есть какие-то особые правила для голоса, что касается еды и напитков?

SF: Да, мне нельзя есть шоколад и всё такого рода перед выступлением, потому что горло тогда становится липким… нельзя пить газировку и есть жирную пищу, только что-нибудь лёгкое типа салата или фруктов. Травяной чай или кофе тоже хорошо, но я обычно просто пью много воды.

RS: Ты упоминал, что теперь можешь делать со своим голосом всё, что угодно. Как долго у тебя длились уроки вокала? Ты практикуешь классический вокал (например, распевку по октавам) перед выступлениями и записью?

SF: Классический нет, меня учили вокалу для джаза и поп-музыки. Но, конечно же, я делаю упражнения перед выступлениями, очень важно иметь хорошую интонацию. А обучение вокалу заняло шесть лет.

RS: Мы тут всё шутим, что даже если ты уйдёшь когда-нибудь из музыкального бизнеса, то можешь вступить в церковный хор и петь всякие гимны, потому что голос подходит идеально ;-)

SF: Да ну, не думаю, что я бы на такое пошёл… Вероятно, когда я больше не смогу петь, я буду просто писать инструменталки. Но вступать в хор — не, не думаю…

RS: Ты бы хотел попробовать какие-нибудь экстремальные вокальные техники, чтобы добиться большей экспрессивности?

SF: Нет, я думаю, что и так могу делать со своим голосом всё, что мне надо, другие техники вряд ли смогли бы добавить экспрессии, просто всё совсем по-другому бы выглядело.

RS: Что касается процесса записи, ты записываешь свой вокал в своей домашней студии, когда пишешь и все другие звуки, или ты записываешь голос и музыку в разных студиях?

SF: Я всё записываю в своей студии, которая на самом деле больше, чем просто домашняя студия. В процессе написания песен я сначала набрасываю линии вокала для треков, и уже перед тем, как начать сведение, я записываю весь вокал начисто ;-)

RS: Из всех написанных тобой песен были ли какие-нибудь, которые заняли целый год или дольше, чтобы достичь желаемого совершенства?

SF: Нет, уж если песня занимает у меня слишком много времени, чтобы я доделал и успокоился, я просто её выбрасываю. «Change the View» висела у меня довольно долго. Буквально незадолго до того, как я хотел удалить её с концами, мне пришла вот эта ключевая синт-мелодия, которая и спасла всю песню ;-)

RS: И что делать артисту, если песня или текст не удаются уже больше года?

SF: Я всегда выбрасываю такие проекты… Если ты застрял, не трать время… Делай, как я ;-)

RS: Раз уж мы на этой теме, скажем, существуют два основных подхода к творчеству. Первый — это когда пишешь на вдохновении, как будто в трансе, когда слова и звуки приходят легко, а на выходе получается шедевр. Второй — когда работаешь над идеей довольно долго, всё время что-то выверяешь или добавляешь, и на выходе получается такой же шедевр. Какой подход более истинный? И как чаще получается у тебя?

SF: Для меня лучший подход — это где-то между первым и вторым. При написании песни всегда проходишь несколько логических шагов. Композиция, аранжировка, лирика, запись. Всё это требует определённого времени. Композиция — это самая интуитивная стадия, и она самая короткая, даже если я что-то меняю в структуре вплоть до самой записи, что является последней стадией. Аранжировка тоже занимает некоторое время, чтобы написать идеальное звуковое оформление для песни. Лирика идёт отдельно. Написание текста песни — это довольно поздняя стадия. До этого я постоянно прокручиваю сырую демку и определяю для себя тему текста или отдельные фразы… И уже на стадии записи рождается шедевр. Собрать всё воедино, не перегружая… очень интенсивная работа… Как видишь, это всё происходит не за день или два… И, когда я застреваю с чем-нибудь ещё в самом начале, я просто не трачу свои творческие силы на слабый материал…

RS: Мы читали, что ты всегда выбрасываешь довольно много материала, например, при написании «Reasons to Kill» ты выбросил 14 (!!!) идей. Ты удаляешь их навсегда, или ты ещё даёшь им второй шанс время от времени?

SF: Обычно нет. Когда я начинаю писать новые песни, я хочу писать именно новые, а не продолжать со старыми идеями, которые я забраковал… В смысле, когда я сказал, что выбросил 14 идей, я не имел в виду цельные песни. Чисто фрагменты, которые могли бы стать песнями, но так и не стали… ;-)

RS: Я бы сказала, что это всё твоя самокритика… Учитывая твои способности и жизненный опыт, лично я не могу представить сырую лажу из-под твоего пера :-)

SF: Да, конечно. Просто важно сырую лажу вовремя отсеять ;-)

RS: А ещё очень жаль, что у Solar Fake больше нет видео-проекций… Ты вроде бы собирался делать для альбома «Frontiers» тоже, но их так и не было в итоге. Видимо, ты решил совсем распрощаться с идеей. Как насчёт выложить старые проекции на ваш YouTube-канал, как в своё время сделали Project Pitchfork и IAMX?

SF: Да, пожалуй, идея хорошая. Я вообще думаю, эти видео-проекции сильно отвлекают от того, что происходит на сцене. В ранние годы Solar Fake это наоборот было хорошо, потому что всё было в новинку… только два человека на сцене, и особо ничего не происходит, не так, как всегда было у меня в рок-группах… Но мне кажется, нам сейчас намного лучше удаётся заполнять место на сцене… больше нет нужды прятаться ;-) Думаю, если мы и будем делать что-то такое в будущем, то это будет, скорее всего, что-то типа светового шоу на светодиоидной стене… но это так дорого, мы сейчас этого себе не можем позволить.

RS: Ты говорил, что перед тем, как выбрать «Solar Fake» в качестве названия проекта, у тебя была ещё пара вариантов. Интересно, ты всё ещё их помнишь?

SF: Помню, но не скажу ;-)

RS: Я была бы очень рада, если б Solar Fake начал писать и на немецком языке, даже если бытует мнение, что немецкий не подходит этой музыке. Зачем ограничивать себя ещё и в выборе языка? У тебя такое особенное, мягкое немецкое произношение, жаль, что это уже в прошлом.

SF: Да наверное когда-нибудь начну, просто на сегодняшний день я так устал от плохих немецких текстов, которые наводняют эту сцену… Не хочу быть частью этого течения, и поэтому ещё сильней всегда хочется писать на английском, нежели на немецком ;-)

RS: Некоторые группы пишут песни, которые называются так же, как и сама группа, к примеру, у In Extremo есть трек под названием «In Extremo» и т.д. Если бы ты когда-нибудь написал песню «Solar Fake» (или «Fake Sun», или «Falsche Sonne» ;-) ), какая бы она была с т.зр. музыки и лирики? Вообще реально написать такую песню?

SF: Наверно, стоило бы написать такую песню для первого альбома ;-) У меня было много традиций, связанных с названиями альбомов, и всегда было всё по-разному и в Zeraphine, и в DS, и в Solar Fake. Думаю, если я когда-либо и напишу песню «Solar Fake», она будет весьма экстремальной… не знаю даже, в каком именно смысле ;-)

RS: Твоя лирика содержит некоторые образы, которые служат твоему индивидуальному стилю и помогают отличать тебя от других авторов. В «The Pages» есть образ книги жизни, которую листает лирический герой. Можно считать песню продолжением «Your Hell Is Here», поскольку там есть схожий образ личного дневника? Обе песни как-то связаны друг с другом?

SF: Да, не специально, но да. Мне нравится этот образ, пустые страницы жизни…

RS: «Stigmata Rain» — весьма необычная песня, и её лирика тоже отличается от всего того, о чём ты обычно пишешь. Некоторые люди даже отмечают, что в ней есть некий эротический флёр. Также она хорошо вписалась бы в саундтрек фильма ужасов. Ты мог бы немного рассказать об ней?

SF: Эта песня написана от лица психопата. Это что касается очевидного плана. Но между строк это своего рода анти-религиозная песня… Вера помогает, но только не в тех ситуациях, когда она тебе действительно нужна, потому что невозможно сражаться со своей судьбой или с жизнью в целом…

RS: Некоторые песни включают в себя метафоры, которые описывают ужасные вещи, или нелицеприятные образы, тогда как музыка очень лёгкая, воодушевляющая и жизнерадостная. Как ты находишь баланс между уродством и красотой? Помогают ли такие «некрасивые» метафоры лучше выражать определённые жизненные ценности?

SF: Даже не знаю. Весь наш мир и вся наша жизнь — не такие уж лёгкие и позитивные вещи, поэтому я и пишу такие замудрённые тексты ;-) Ну, как мне кажется…

RS: Ты говоришь, что не стал бы заполнять альбом сплошным harsch electro, которое воспринимается как достаточно деструктивный стиль музыки. Funeral doom также довольно деструктивен как жанр, но dark electro часто пишут люди, которые вполне счастливы в обычной жизни. Где проходят границы деструктивности для твоей музыки?

SF: Определённых границ нет, мне просто скучно поддерживать один и тот же стиль на протяжении всего альбома. Мне нравится, когда альбом динамичен в развитии от первого трека к последнему… Вот по этой простой причине я и не стал бы забивать альбом исключительно harsch electro.

RS: В целом твои тексты представляют два противоположных состояния: с одной стороны, полная слепота, потеря ясности, расфокусировка, а с другой — наоборот, прозрение, обретение чёткости. Ты когда-нибудь сам физически испытывал слепоту?

SF: К счастью, нет. Но я иногда пытаюсь представить себе, каково это. Чтобы обострить другие чувства…

RS: Иная тема, на которую ты пишешь (и не только в Solar Fake) — это потерянные воспоминания, стёртые изображения, забытые лица… Мне всё это напоминает кадры, выхваченные из снов. Есть ли в твоём творчестве песни, на которые вдохновили сны?

SF: Не припомню, чтобы на какую-то песню вдохновил сон… Я вообще обычно не помню свои сны. Я просто использую этот образ, чтобы выразить желание забыть или желание вспомнить…

RS: Существуют ли темы, на которые ты бы никогда не стал писать?

SF: Да нет, не думаю, но я вполне уверен, что я никогда не смогу написать абсолютно позитивный текст. Как-то это не по мне совсем ;-)

RS: Я тебя как-то спрашивала, не хотел бы ты писать инструменталки в рамках Solar Fake, но в итоге тебе снова везде потребовался вокал. Как бы ты сейчас на это ответил?

SF: Ой, не знаю. Может, когда снова сяду писать музыку, у меня случится идеальный инструментальный трек… И я не стану его удалять ;-)

RS: Когда мы были проездом в Берлине, мы случайно встретили Пауля Ландерса в ресторане :-) Как часто люди узнают тебя на улицах, в магазинах, офисах — вообще, когда ты выбираешься из дома?

SF: Довольно часто случается. То есть не так часто, как, например, везде узнают какую-нибудь суперзвезду… Но постоянно… на заправках, в аэропортах, в супермаркетах… Но это ни разу не проблема, как я уже сказал, это бывает не так часто, как от этого страдают суперзвёзды ;-)

RS: Есть большая разница между понятиями «быть одиноким» и «быть одному», то есть быть вдалеке от толпы, так сказать. Одиночество часто считается негативной вещью, а уединённости довольно трудно достичь, и за неё часто приходится дорого платить. Взять, к примеру, путешествия. Некоторые люди выбирают для себя дорогие, но комфортабельные путёвки, где они могут наслаждаться путешествием сами по себе. Поэтому, в тему этого личного комфорта уединённости и удалённости от масс — насколько важно это для тебя?

SF: Я очень люблю, когда так, и абсолютно этим наслаждаюсь. Особенно в путешествиях. Я не люблю находиться в толпе, не люблю общаться со всеми подряд, и мне неинтересно слушать истории случайных людей, потому что в большинстве случаев они зануды и всегда болтают только о себе. Кому какая вообще разница… О себе говорить я тоже не люблю, поэтому я думаю, что со всеми этими людьми я вообще не совместим… ;-)

RS: Индийская мудрость гласит, что, если ты любишь человечество, по сути, ты не любишь никого, потому что намного легче любить нечто абстрактное, чем реального человека. Можно ли сказать, что искреннее и честнее любить конкретных людей — и при этом быть против человечества в целом?

SF: Не знаю, насколько это искренне. Я могу любить отдельного человека и ненавидеть весь человеческий род. И для меня здесь нет противоречия, потому что объём действий этого одного человека несоразмерен с объёмом действий всего человечества…

RS: Когда мы смотрим на тебя во всех трёх твоих проектах, у нас создаётся ощущение, что перед нами три совершенно разных человека. Ты тоже так чувствуешь?

SF: Нет, я так не чувствую. Но со стороны вполне возможно, что так кажется. Наверное, потому что я полон энтузиазма в Solar Fake, всё ещё питаю надежды на Zeraphine, но совершенно покончил с Dreadful Shadows ;-)

RS: Как реагировали твои родные и друзья в далёком прошлом, когда ты, будучи подростком, начал носить мэйк-ап и одеваться в чёрное?

SF: Все мои друзья были либо готы, либо панки, поэтому было в порядке вещей носить мэйк-ап, юбки и всякие мрачные шмотки. Моей семье это вначале не особо понравилось, но они привыкли, приняли и поняли меня. Мои родители вообще всегда меня поддерживали, даже если им не нравился мой образ поначалу. Но они всегда относились с добром.

RS: На европейской «тёмной» сцене сейчас очень много имён, а какие тенденции её развития ты бы мог проследить в будущем? Есть какие-нибудь молодые группы, которые могли бы прийти вам на смену?

SF: Я без понятия. Но, правда, я особо не слушаю новую музыку этой сцены. Многие уже устоявшиеся артисты, которых я люблю, играют уже очень долго, но их музыка по-прежнему звучит свежо.

RS: Если бы у тебя было больше времени и денег, что бы ты ещё сделал для самовыражения? Необязательно в Solar Fake, это мог бы быть фильм или картина, что угодно.

SF: Я думаю, музыка — это мой единственный способ самовыражения. Я не одарён в рисовании или других направлениях. Я занимаюсь анимацией и съёмкой, это, конечно, тоже своего рода творческое дело, но для меня самое лучшее — это всё-таки музыка…

RS: Ну, вот и всё на этот раз! Спасибо тебе огромное за уделённое время. Не страдай по поводу заключительных слов, мы снова возьмём эту роль на себя ;-) Так здорово, что ты нашёл себя в Solar Fake, и мы можем только надеяться, что дело продолжится! Приветы, тёплые пожелания и крепкие обнимашки от всего русского саппорта и удачи на ближайших концертах. До встречи!

SF: Спасибо вам за всю вашу поддержку, я надеюсь, что смогу скоро вернуться в Россию! А пока не скучайте там, ещё увидимся ;-)

Фото: Ирина Нестерова, Ольга Каверина
Фото: Daniela Vorndran / www.black-cat-net.de

Автор: S.F. Russian Support
Перевод: Torrie