Whiskey-Soda (02/2008)

Whiskey-Soda (02/2008)


Даже электронику можно «рубить»

Свен Фридрих определенно уже бывалый человек на темной сцене. Семь лет в качестве фронтмена Dreadful Shadows, а с 2008 уже и все девять лет как в Zeraphine. Становится очевидно, что этот симпатичный берлинец ищет разнообразия не только в рамках готик-рока. Теперь он появляется с дебютным сольным альбомом «Broken Grid», в котором обратился исключительно к электронному звучанию. В интервью Свен поведал о мотивации, что привела к появлению Solar Fake, новом опыте во время записи альбома и радости перемен.

Сольные проекты — это часто действительно сложная задача, особенно если ступаешь на совершенно новую в музыкальном и стилистическом отношении территорию — именно как сделал Свен Фридрих. На «Broken Grid» артист играет с разнообразными электронными звуками и придает своему голосу новые грани звучания, используя ряд различных эффектов. Единогласные положительные отзывы в адрес дебютника в тематических медиа-изданиях действительно обнадеживали. «Я всегда держу в голове тот факт, что негативный отклик тоже может иметь место. В этот раз еще больше, потому что Solar Fake — это нечто совершенно другое, чего раньше от меня не слышали. В этом отношении всегда поначалу так думаешь, поэтому меня радует, что в прессе в первую очередь хорошо отзываются». Желание иметь электронный проект было у Свена уже долгое время. Однако реализовано оно было только сейчас, в основном из-за довольно прагматичных причин: «Во-первых, просто времени не было. После прошлого альбома Zeraphine у меня появилось немного свободы действия и возможность хотя бы свести воедино накопленные идеи. Пока я писал песни для «Still», осталось множество фрагментов, которые не были использованы в рамках Zeraphine, потому что просто не подошли бы под стиль группы. Таким образом, по кусочкам и был создан «Broken Grid».

Во время поисков рекорд-лейбла для Solar Fake Свену определенно шел в плюс тот факт, что он уже многие годы вращается в этом бизнесе и сделал себе имя участием в Dreadful Shadows и Zeraphine. «Я думаю, что мне это удалось проще, чем еще неизвестным артистам. У меня уже были предпочтения среди компаний на выбор, так что я только связывался с лейблами, с которыми либо я сам, либо мои знакомые имели приятный опыт сотрудничества, и где я был бы уверен, что встречу понимание своих идей. В итоге остановился на SPV. С ними я уже имел дело во времена Dreadful Shadows и знал принципы их работы. Более того, Solar Fake отлично вписывается в список групп, с которыми уже заключен контракт». Помимо электронной ориентации проекта главное отличие от рабочего процесса Zeraphine, по мнению Свена, заключается в том, что процесс создания и записи песен находится полностью в его руках. «Это уже довольно весомый шаг, ведь когда работаешь в группе, то творческий вклад исходит и от других участников. Это иногда может быть недостатком, потому что не обо всем порой удается договориться. Такие ситуации возникают в любом коллективе и приводят к тому, что каждый равномерно привносит что-то свое. Иногда это конечно идет в ушерб отдельной личности, хотя мы никогда на самом деле не имели таких проблем в Zeraphine. Мы всегда заинтересованы в том, чтобы делать хорошую музыку, так что подобное было редкостью — и это не причина для создания соло-проекта. Но когда работаешь самостоятельно, несмотря на отсутствие творческого вклада от остальных, ты просто делаешь все, и к компромиссу приходить просто ни с кем не надо».

Бескомпромиссность — это также путь, по которому «Broken Grid» прошел в направлении различных электронный стилей. «На альбоме нет одного конкретного стиля, напротив — я просто безжалостно прошелся вдоль и поперек всего, что мне нравится. Например, я люблю индастриал, хотя на альбоме его не так часто можно услышать, потому что я не думаю, что мне подходит… Но некоторые элементы определенно имеются, тем не менее. Там немного synth pop, вон там немного future pop или EBM вообще. Я и сам это с удовольствием слушаю. Как старые вещи вроде Skinny Puppy, так и новее — Combichrist, скажем». Хотя в открывающей «Hiding Memories From the Sun» снова узнается влияние Zeraphine, некоторые песни заставят слушателя натурально подбирать челюсть. «Я изначально на этот эффект и рассчитывал. Тут есть вещи, которых от меня определенно не ждали бы, но они мне нравятся, и мне доставляет удовольствие создавать такое». Свен не может представить, чтобы фан Zeraphine столкнулся с типичной проблемой неприятия изменения звучания. «Я в это на самом деле не верю, потому что если почитать на форумах, что еще слушают фаны Zeraphine — то это ближе к жанрам, которые играем мы, ближе к электро. Так что я не думаю, что подобная проблема может возникнуть. Ну ладно, всегда есть люди, которые вообще не могут вкурить в электронную музыку. Им альбом не понравится. В целом же люди довольно открыты изменениям. Есть у меня некоторые старые приятели, друзья, знакомые — так среди них найдутся те, которым ни под каким соусом не нравится электроника. Они послушали материал, посчитали его отличным и уж точно сказали бы мне, если бы им показалось чушью».

По словам Свена, один журналист после прослушивания альбома сказал ему, что остался поражен тем, что электронику тоже можно «рубить». Надо сказать, это очень точно характеризует «Broken Grid», потому что, несмотря на электронику, заметно, что его создатель пришел из готическо-роковой сцены. «Это наверно неплохо. Я пишу песни в определенном стиле, что, разумеется, снова находит отражение в Solar Fake». Тем не менее, процесс развития и дальнейшее исполнение электронного альбома значительно отличается от аналогичного в рок-музыке. «В Zeraphine я с самого начала представлял, как должны звучать гитары, учитывал конкретные предпочтения музыканта, чтобы он мог дополнить все дальше. Этих инструментов просто нет в Solar Fake. Полная свобода. Так что, когда я пишу что-то на синтезаторе или на компьютере, все уже звучит определенным образом. С рок-группой же все по-другому. Основная часть работы делается в студии и только в конце, когда запись уже закончена, ты узнаешь, как звучит итоговый результат. С Solar Fake совершенно иная ситуация – от идеи до готовой записи (что является линейным процессом) не так много перерывов». Тем не менее, во всем есть свои преимущества. «С одной стороны, за компьютером сидеть куда удобнее, возможно и дело идет быстрее. Я недавно заметил: когда удался звук, который очень похож на тот, которого ты добиваешься, доделывай дело сразу же. Только тогда у тебя выходит то, что надо, что звучит хорошо и остаётся в песне в итоге. С другой стороны — это тоже круто, когда можно полностью раскрыть потенциал в студии, играя рок-музыку».

Учитывая разнообразие материала, можно предположить, что его охватило какое-то другое настроение. Свен же видит главную причину в своей склонности к экспериментам. «Каждый день пребываешь в разном настроении, но не в принципиально ином. Например, в клубах это хорошо заметно — ведь целый час не крутят одну и ту же песню в разных интерпретациях, так что есть какое-то разнообразие. И это автоматически бросает меня в другое настроение, когда я пишу песни». В плане лирики альбом берлинца совмещает в себе как личный опыт и самоанализ, так и ежедневные наблюдения. «Тексты довольно абстрактны. Отчасти они очень личные, но все же, я никогда напрямую не рассказываю о том, что со мной произошло — никаких историй. Я стараюсь отделить свои эмоции от этих историй и связать их так текстом и музыкой, чтобы у слушателя возникли свои ассоциации. Для меня это нечто конкретное, а для слушателя или фана, который пишет мне о том, что он нашел для себя в этой песне или какие истории у него самого с ней связаны, все может быть совершенно другим. Но это прекрасно, что эмоции-то всегда одни. К примеру, основой для «You Think You`re Radical» послужил определенный тип людей. Тех, которые ценят себя слишком высоко или же пытаются быть теми, кем совершенно не являются. К сожалению, таких много».

Такие песни как «Stigmata Rain», «I keep my eyes shut» или «You think you’re radical» непривычно агрессивны. Однако, в этом отношении Свен не видит большой разницы с Zeraphine. «На последнем альбоме у нас вообще-то подобные моменты уже встречались. Может быть, в этот раз все звучит несколько иначе, потому что с совершенно другими инструментами. Это та моя сторона, которая раскрывается здесь. И я всегда стараюсь придать ей какую-то форму. Как бы то ни было, вживую эти песни безумно радуют». Однозначно радует своеобразный и мрачный кавер на классику «Creep» от Radiohead. «Это классная вещь. Я первый раз услышал ее в 92-м, когда вышел альбом, и мне она показалась восхитительной. С тех пор всегда думал о том, что надо бы когда-нибудь сделать кавер. Но до этого момента я играл только в рок-группах и считал, что она не совсем подходит, потому что мы бы ее просто переиграли, ведь оригинал принадлежит также рок-группе. Так что для себя я решил: вот когда сделаю свой электронный проект, тогда смогу, наконец, это осуществить. Изменю ее и постараюсь удержать оригинальный дух песни, но придать звучание Solar Fake». Теоретически на роль каверов напрашиваются также песни Zeraphine или Dreadful Shadows, но Свена пока что не воодушевляет эта идея. «В принципе, можно было бы, но до этого момента я ничего такого не делал, как, например, играть с Zeraphine песни Dreadful Shadows. И я продолжаю в том же духе. Хотя, определенно, это было бы не так плохо, потому что для живых выступлений у нас есть только 12 песен с «Broken Grid» и этого, вероятно, маловато. Так что я вынужден буду повторяться, если позовут на бис».

Во всяком случае, первое живое выступление Solar Fake состоялось в начале января в Лейпциге, за месяц до официального релиза диска. Свен же вспоминает об этом с улыбкой. «Я жутко нервничаю перед каждым концертом, этому просто нет конца. А тот факт, что этот проект — нечто совершенно другое и люди еще ничего не знают о нем, только усугубляет ситуацию. В том числе и потому, что приходится очень полагаться на технику — от компьютера до всего остального. Это будет просто провал, если что-то пойдет не так. С рок-группой в непредвиденной ситуации есть простор для импровизации. К тому же, дополнительная трудность была в том, что мы несколько не вписывались в лайн-ап. Хедлайнером был Haujobb, Painbastard тоже — эти товарищи потяжелее будут. Но все-таки было довольно здорово. Я немного скомкал пару песен, но это не так плохо, потому что их все равно никто еще не знал».

Свен имеет четкое представление о будущем Solar Fake, даже если переключает внимание на другие вещи. «Сначала я продолжу работу с Zeraphine. Но в любом случае, я буду дальше развивать Solar Fake. Это меня весьма радует, так что определенно будет второй альбом, идеи для которого я уже вовсю прокручиваю в голове. На данный момент мы работаем над новым материалом для Zeraphine». До сих пор «Broken Grid» еще крутится в CD-плеере. А у желающих проникнуться сольным проектом Свена Фридриха вживую будет возможность сделать это на фестивале Blackfield в июле.

Автор: Raivotar
Перевод: Shaliss