«Estrangement»

Культурологический взгляд

Автор: RossomahaaR
Июль 2012

Estrangement (1994)

 
Наверное, мало кто задумывался над тем, что изображено на обложке дебютного альбома Dreadful Shadows «Estrangement» (1994 год). На наш взгляд, все детали имеют значение, и оформление обложки не может быть оторвано от общего концепта альбома. Посредством графического изображения до слушателей точно так же пытаются донести какую-либо мысль.

Обложка вызвала оживлённое обсуждение и появление различных догадок. Как (будущий) культуролог я не могла оставаться равнодушной к этой теме и пыталась сформулировать значение символов. Это всего лишь догадки, и я не могу быть уверена в их истинности. Не стану растекаться мыслью по древу и перейду непосредственно к разбору.

Для начала обратим внимание на человеческую фигуру. Кто изображён: монах или чернокнижник? Я склоняюсь к первому варианту, т.к. каких-либо атрибутов, указывающих на причастность изображённого к чёрной магии не нахожу. Если бы это был действительно чернокнижник, то вместо кота рядом находился бы чёрный пудель. Перевёрнутый крест никоим образом не указывает на занятие оккультизмом/алхимией/сатанизмом т.к. это обычный крест (в римско-католической традиции), именуемый так же крестом Св. Петра. Пётр был распят на перевёрнутом кресте по собственной просьбе, т.к. не считал себя достойным умереть так же, как Иисус Христос. Используется как символ покорности и смирения и лишь в последнее время приобрёл дурную славу благодаря псевдосатанистам. Кроме того, в лирике встречаются религиозные отсылки (например, в Her Devotion: «I remember I was standing on a deep blue sea»), что снова исключает трактовку этого образа в тёмном ключе.

Итак, я остановилась на варианте, что перед нами изображён монах (что символизирует собою добровольное отречение от мирского; estrangement — ‘отчуждение’). Но, судя по его одеянию, перед нами монах-инквизитор. Можно рассматривать этот образ как символ власти, т.к. инквизиторы были вольны распоряжаться человеческими жизнями по своему усмотрению. Чтобы было понятнее, почему я склоняюсь именно к такой трактовке, процитирую Resurrection, первый трек на альбоме:

By the Holy Resurrection and by the torments of damnation
I raise you and I command thy, ghost of the deceased,
To answer my call
And to follow these holy ceremonies
That thy will not be distressed by eternal torture.
Praise, Praise!
So I demand, so I command thy.

Но, с другой стороны, это вполне может быть не инквизитор, а тамплиер. На эту мысль наводит присутствие рядом кота. Как известно, Инквизиция обвиняла данный Орден во множестве прегрешений, и одно из них — это поклонение некому коту, являющемуся к ним на собрания. Теперь перейду непосредственно к рассмотрению образа кота.

Кот не чёрный, то есть отсылки к чему-либо колдовскому нет. В Древнем мире кошки были связаны с культом солнца (за исключением чёрной Баст, олицетворяющей луну) и воспринимались как символ власти (именно поэтому я поначалу склонялась к варианту об инквизиторе). Рыжий кот являлся символом Ра, которого называли ещё «великим Котом». В древнеегипетском языке слова «кот» и «видящий» были однокоренными. В Китае считалось, что кошки способны изгонять злых духов. Скандинавы воспринимали этих животных как олицетворение красоты (вспомним богиню Фрею, чья повозка запряжена котами). А вот кельты видели в котах олицетворение хтонических сил, использовали как погребальный символ и даже приносили в жертву.

задняя сторона обложки

Теперь рассмотрим арку. Декорирована, определённо, как входной портал, но на другом изображении заметно, что это зеркало. Подобные зеркальные оправы были распространены в эпоху барокко. Мировоззрение человека того времени причудливо сочетало рационализм и мистицизм, стремление к научному познанию зачастую имело мистическую окраску. Зеркала в ту эпоху приобрели особый смысл, их расценивали как двери между мирами. Во внутреннем убранстве замков зеркала, как правило, монтировали друг напротив друга, причём были они огромных размеров — от пола до потолка и декорировались под входные или оконные арки. В связи с этим кот не просто свидетель происходящего, а проводник. То, что зеркало здесь символ перехода из иного измерения/состояния в другое, подтверждается строчками из Through the Mirror:

If you want to find me
Look for me at the other side of the mirror

Сложнее всего поддаётся трактовке изображение юноши перед зеркалом. Если соединить с ним обложку, то получается, что монах находится по другую сторону зеркала. Можно ли это расценивать как истинное отражение юноши или же как результат перехода?

страница буклета

Последняя страница буклета запутывает ещё больше. Лежащее по ту сторону зеркала тело и смотрящий на него кот-проводник. Означает ли это, что перемещение сгубило юношу? Вполне возможно, т.к. по ту сторону мы видели монаха — символ добровольного отречения. Вероятно, это было полным отречением от жизни (напрашиваются строки из Funeral Procession: «I don’t feel well ‘cos it’s me who died… who died…»). Возможно, переход (если расценивать монаха как инквизитора, а не как тамплиера), выявил тёмные скрытые мотивы, и именно они сыграли роковую роль для юноши?

Теперь обращусь к оформлению диска. В первую очередь, в глаза бросается изображение Шляпника. Он вновь отсылает нас к миру таинственного Зазеркалья (не лишне вспомнить, что этот персонаж загадывал неразрешимые загадки, а это определённо роднит его с герром Фридрихом, чья лирика достаточно мозголомна). Реальные шляпники страдали от отравления ртутью, что вызывало такие симптомы, как чрезмерная бледность, спутанность речи, искажение зрения, неуверенность, беспокойство, желание остаться наедине (отсюда выражение «безумен, как шляпник») и приводило к ранней смерти. Готично. Появилась и другая версия, почему на диске, а так же на кассетах изображён Шляпник. Существует цитата, гласящая: «Общение с Близнецами больше походит на пребывание в гостях у Безумного Шляпника из „Алисы в Стране Чудес“». Как известно, по гороскопу герр Фридрих Близнец и, возможно, подсознательно ассоциирует себя с этим персонажем?

диск Estrangement

Пентаграмма не противоречит принятому варианту о монахе (инквизиторе или тамплиере), т.к. с древних врёмён известна в качестве оберегающего знака. В Вавилоне она символизировала власть правителя, распространяющуюся на все стороны света (это перекликается с уже процитированным выше Resurrection). Вдобавок, пентаграмма лишний раз доказывает, что перед нами не чернокнижник, т.к. символизирует собою священное Пятикнижие. Для ранних христиан пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа: от тернового венка на лбу, от гвоздей в руках и ногах. Но ближе всего воспринимать её как талисман гностиков — символ интеллектуального могущества. И снова всплывают тамплиеры, у которых пять острых концов звезды символизировали пять рыцарских достоинств: благородство, вежливость, целомудрие, отвагу и благочестие. Не стоит забывать и о том, что пентаграмма являлась символом плодородия и женского начала. Лишь в эпоху Инквизиции значение было искажено.

Череп создаёт контраст с этим символом, т.к. олицетворяет собою бренность всего сущего, но в христианской и масонской традициях трактовка шире — имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения.

Подведу итог. «Estrangement» изобилует символами власти и постоянно отсылает к тому, что эта власть дана свыше. Но она не даётся просто так, за неё нужно заплатить жизнью. Власть сопряжена со смертью телесной либо духовной.

Я не пыталась создать какую-либо концепцию, а только разобрала образы для того, чтобы в последующих обсуждениях было легче определиться со значением символики.